Всеобщей истории
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Информация о кафедре

 

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

 

Почему до сих пор ни одно поколение людей не пребывало в беспамятстве, почему сохраняло память о прошлом? Носителями этой памяти были и остаются историки-профессионалы. Ремесло историка, по меткому выражению М. Блока, единожды возникнув, никогда не устранялось из жизни общества. История позволяет человеку ощутить связь времён, увидеть и осмыслить всю цепь исторических изменений со всеми звеньями событий. Вспоминается знаменитое гамлетовское: «Распалась связь времён».

Порой ставится вопрос, который является не только риторическим: «Чем человек отличается от животных?». Выдающийся индийский философ и историк, основатель Бенгальского Возрождения – Раммохан Рай рассматривал природу человека в единстве чувственного (страстей, желании, потребностей) и социального. Человека от животных, по его мнению, отличает умение обуздывать свои страсти и инстинкты, контролировать себя, дабы помогать себе подобным, хранить социальный порядок. Эгоистическое стремление потворствовать своим страстям разрушительно для общества. Умение контролировать себя – одна их важнейших характеристик человека, подразумевающая обладание  разумом. В человеке на протяжении всей его жизни ведётся борьба между его биологическим эгоизмом и его социальной природой. Решающую роль в жизни человека играет этика. Она и есть тот инструмент, который позволяет человеку сочетать «разумный комфорт в жизни» с содействием общественному благу. Именно в этом достоинство и свобода человека.

Кафедра всеобщей истории РУДН является одной из старейших кафедр университета, кузницей уникальных интеллектуальных кадров. Она была создана в 1961 г., вначале в составе историко-филологического факультета, а с 1996 г. продолжила свою работу в рамках факультета гуманитарных и социальных наук.

Кафедрой всеобщей истории РУДН руководили крупные ученые и талантливые организаторы д.и.н., проф. Милоградов П.В. (1961-1965 гг.), д.и.н., проф. Шварев В.А. (1965-66 гг.), д.и.н., проф. Восленский М.С. (1966-67 гг.), д.и.н., проф. Лебедев Н.И. (1967-68 гг.), д.и.н., проф. Протопопов А.С. (1968-1969 гг.), д.и.н., проф. КолесницкийН.Ф. (1969-1972 гг.), к.и.н., проф. Елманова Н.С. (1972 г.), д.и.н., проф. Искендеров А.А. (1972-1997 гг.), д.и.н., проф. Маслов А.А. (1997-2008 гг.), к.и.н., доц. Китинов Б.У. (2008-2010 гг.). С сентября 2010 г. кафедру возглавляет д.и.н. Воронин С.А..

На кафедре работали видные ученые, которые внесли значительный вклад в отечественную и мировую науку. В частности, научные труды сотрудника кафедры академика АН СССР М.А. Коростовцева  хорошо известны в отечественной и зарубежной  египтологии. Из-под его пера вышло более 200 работ. Академиком М.А. Коростовцевым была разработана теория преподавания древней истории, которую он считал основой фундаментального гуманитарного образования.

Д.и.н. проф. Пучков П.И., читавший на кафедре курсы по этнологии, являлся крупным специалистом в области этногенеза и демографии традиционных обществ Австралии и Океании, был уникальным специалистом в области лингвистического, конфессионального и расового картографирования. За личный вклад в развитие науки он дважды становился лауреатом Государственной премии.

Д.и.н. проф. Колесницкий Н.Ф. – крупный историк- медиевист, один из известнейших и получивших международное признание специалистов по истории Германии – руководил кафедрой в конце 60-х – начале 70-х гг.. Он родился 18 марта 1910 г. в с. Буки Житомирского уезда, Волынской губернии в крестьянской семьи. По окончании средней школы учился на педагогических курсах в Житомире (1928-1929 гг.), а с 1929г. по 1933 г. работал учителем неполной средней школы в Житомирской обл., одновременно (1930-1933 гг.) учился заочно на факультете обществоведения в Киевском институте народного образования (ныне пединститут).С 1933 г. учился на истфаке МИФЛИ, а в 1938 – 1941 гг.  там же в аспирантуре у Неусыхина А.И.. 30 мая 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию «Саксонские восстании 1073-1075 гг.» С 1941 г. по 1946 г. – находился в армии, где прошел путь от солдата-сапера до майора-политработника.Награждён боевыми орденами и  медалями. Войну закончил в Померании. В 1947- 1950 гг. преподавал историю средних веков в Загорском учительском институте, где заведовал кафедрой истории. В 1950-1953 гг. заведовал кафедрой всеобщей истории в Воронежском педагогическом институте и по совместительству преподавал в ВГУ. В 1953-1955 гг. находился в докторантуре Института истории АН  СССР.

С 1955 г. по 1970 г. преподавал в МОПИ им. Н.К. Крупской. В 1960 г. защитил в МГПИ им. В.И. Ленина докторскую диссертацию «Феодальное государство в Германии до возникновения территориальных княжеств (с 843 г. до середины ХIIв.)», а  в1963 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В 1969- 1972 гг. заведовал кафедрой всеобщей истории Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, а с 1972 г. по 1991 гг. заведовал кафедрой истории древнего мира и средних веков в МОПИ. Подготовил пять кандидатов исторических наук. В 1991 году  по возрасту переведён на работу профессора. Работал в МОПИ ( МПУ) до марта 1992 г.

В течение двадцати пяти лет (1972-1997) кафедру возглавлял член-корреспондент АН СССР (РАН), заслуженный деятель науки, д.и.н., проф. Искендеров А.А. - видный отечественный историк, автор фундаментальных трудов по всеобщей истории, национально-освободительному движению, историографии и истории Японии, под руководством которого на кафедре сложилась научная школа.

В числе крупных отечественных ученых, работавших на кафедре, необходимо назвать д.и.н. проф. Малаховского К.В. (специалиста по истории народов Австралии и Океании, истории Великих географических открытий и мореплавания), к.и.н., проф. Дрейера О.К. (лауреата Государственной премии, специалиста в области новой и новейшей истории развивающихся стран, разрабатывавшего научную проблематику, связанную с культурными преобразованиям в африканских и азиатскихстранах в годы независимости, в частности развитием образования и науки, глобальными проблемами человечества), д.и.н., проф. А.А. Маслова (в своих работах он обосновал теорию консервации архаических традиций в мышлении и культурных паттернах Восточной Азии, влияющих на политическую культуру), а также докторов наук, профессоров Чистозвонова А.Н., Орлика-Гарлика И.И., Кобищанова Ю.М., Мамонотова С.П., Давидсона А.Б., Новосельцева А.Н.

На кафедре работают профессора, доктора исторических наук Воронин С.А., Ларин Е.А.

Ларин Евгений Александрович – д.и.н. профессор кафедры всеобщей историиВ 1965 г. окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоно­сова, в 1968-1971 гг. обучался в аспирантуре Института всеобщей истории АН СССР. В РУДН работает с 1981 г., в течение последних 13 лет являет­ся профессором кафедры всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук. С 1987 г. – главный научный сотрудник, зав. Центром латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН. В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Повстанче­ская армия в Кубинской революции», в 1990 г. - докторскую диссертацию на тему «Куба конца XVIII - первой трети XIX века». Сфера научных интересов Ларина Е.А. -история Латинской Америки от доко-лумбовых цивилизаций до начала XXI в.; методика преподавания истории в высшей школе. Под его научным руководством многие выпускники кафедры защи­тили дипломы бакалавров и магистров, а некоторые их них - кандидатские диссертации. Автор более 200 научных работ, посвященных истории Кубы, Эква­дора, Доминиканской Республики, Перу, английских, французских и гол­ландских колоний Карибского бассейна, истории завоевания Нового Света и религиям доколумбовой Америки.

Воронин Сергей Анатольевич – д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории. С отличием окончил исторический факультет Московского Педагогического Университета (МПУ) в 1993 г. С 1994 по 1999г. обучался в аспирантуре Института востоковедения РАН. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН Хазанов А.М. С 1993 по 1996 гг. сотрудник Апробационного центра Международного фонда «Культурная инициатива», с 1997 г. — заместитель директора федерального издательства «Центр Гуманитарного Образования». С 2005 по 2009 гг. докторант отдела Комплексных проблем международных отношений Института востоковедения РАН. С 2010 г. — заведующий кафедрой Всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Сфера научных интересов Воронина С. А. — политическое лидерство в исламском мире, теоретические проблемы Востока: восточный деспотизм и социальный синтез, азиатский способ производства, генезис и эволюция политарных обществ и др. Тема кандидатской диссертации: Политическое лидерство на мусульманском Востоке (на примере внешнеполитических концепций А. Садата, Р.М. Хомейни и А. Акаева) в 60—90-е гг.ХХв. Тема докторской диссертации: Эволюция политического лидерства в исламском мире в 40-е гг. ХХ в. – нач. ХХI в. в контексте концепции «третьего пути». (Индонезия, Ливия, Иран).

В настоящее время на кафедре разрабатываются актуальные в современной исторической науке направления: «Изучение исторических проблем межцивилизационного диалога и изменения цивилизационных параметров» под научным руководством к.и.н., доц. Юртаева В.И.; «Цивилизационное взаимодействие и методология изучения мировых цивилизаций» под научным руководством д.и.н., проф. Ларина Е.А..

Сотрудниками кафедры за последние годы издан ряд учебников и монографий. Среди них: Заболотный В.М. «Новейшая история зарубежных стран. XX- нач.XXI века. Словарь-справочник». М.: Астрель, 2005; Маслов А.А. «Конфуций: беседы и суждения. Монография. 2-е изд». М.: Феникс, 2006; Воронин С.А. «Ислам, национализм и власть. Монография». М.: Лабиринт, 2009; «Основы религиоведения. Классический университетский учебник». М.: Высшая школа, 2005 (в соавторстве); «История религии. Учебник в 2-х т.» М.: Высшая школа, 2007 (в соавторстве); Ларин Е.А. «Всеобщая история: латиноамериканская цивилизация». М.: Высшая школа, 2007; Елманова Н.С., Протопопов А.С., Козьменко В.М. «История международных отношений. 1698 – 2005. Учебное пособие». М.: РУДН, 2006; Пономаренко Л.В. «Патрис Лумумба: неоконченная история короткой жизни. Монография». М.: РУДН, 2009; Гаврилов Ю.Н. «Проблемы региональной интеграции: политические, экономические и культурные процессы. Монография». М.:РАГС, 2007; Волосюк О.В. «Внешняя политика Испании в XVIII в.: становление испано-русских отношений. Монография». М.: РУДН, 2011. Статьи наших преподавателей публикуются в ведущих научных журналах: «Восток. Orients», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Дипломатическая служба», «Международная экономика», «Азия и Африка сегодня», «Вестник МГУ», «Вестник МГОУ», «Вестник РУДН» и др.

Кафедрой всеобщей истории ежегодно проводятся научные конференции: «Взаимодействие мировых цивилизаций: история и современность», «Восток и Запад: приоритеты эпох», «Цивилизация и государство на Востоке» и др. В конференциях принимают участие как сотрудники университета, так и ученые ведущих вузов и академических институтов России (МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ, Института востоковедения РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина и др.). По итогам конференций публикуются сборники статей. Кроме того, наши преподаватели участвуют в крупных научных форумах, проводимых в нашей стране и за рубежом (США, Канада, Испания, Австрия, КНР и др.).

Кафедра издает «Вестник РУДН» - серия «Всеобщая история», где публикуются статьи и исследования российских и зарубежных ученых-историков. Совместно с кафедрой новой и новейшей истории МПГУ наша кафедра проводит Научный семинар «Межцивилизационные контакты Восток – Запад: история, современность, тенденции» (научные руководители д.и.н., проф. Родригес-Фернандес А.М. и к.и.н., доц. Юртаев В.И.). Кафедрой дважды в год проводится Фестиваль науки совместно с кафедрой новой, новейшей истории и методологии МГОУ (научные руководители д.и.н., проф. Воронин С.А. и д.и.н., проф. Смоленский Н.И. ) и кафедрой ТИМО РУДН ( научные руководители д.и.н. проф. Воронин С.А. и к.и.н. проф. Джангирян В.Г.) Для участия в этом и других научных мероприятиях (круглые столы, «Исторические встречи» и др.) привлекаются также преподаватели других кафедр факультета, РУДН и других вузов.

Аспирантура кафедры много лет плодотворно готовит специалистов высшей квалификации для России, а также стран Азии, Африки и Латинской Америки. В РУДН функционирует Совет Д 212.203.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.03- «Всеобщая история». За период существования  Совета в нем было защищено 6 докторских и более ста пятидесяти кандидатских диссертаций.

Кафедра всеобщей истории является выпускающей. Преподавателями кафедры читается более восьмидесяти дисциплин, как общеисторического характера, так и затрагивающих историю отдельных регионов в разные эпохи.

Студенты обучаются по двухступенчатой системе: бакалавриат и магистратура. Используемая на факультете кредитная система оценок способствует повышению качества знаний и стимулирует систематическую подготовку  студентов. Система выборных курсов позволяет составлять оптимальный план обучения с учетом научных интересов и специализации студентов.

В 2008 г. в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», в котором принимал участие РУДН, по направлению «Развитие мультикультурной образовательной среды международного классического университета» сотрудниками кафедры было подготовлено шесть учебно-методических комплексов: д.и.н., проф. Волосюк О.В. – «Цивилизации Запада и Востока: конфронтация, диалог или альянс?”, д.и.н., проф. Маслов А.А. – «Восток-Запад: история и конфликты в современном мире», к.и.н., доц. Китинов Б.У. – «Взаимодействие цивилизаций в Каспийско-Центральноазиатском регионе», к.и.н., доц. Комаров А.Н. – «Роль энергетики и ресурсов в диалоге цивилизаций «Восток-Запад»; к.и.н., доц. Солодкова О.Л. – «Особенности культурного и социально- политического диалога в Центральной Азии», ст. преп. Бельченко А.С. –  «Экономическое сотрудничество в Центральной и Восточной Азии: тенденции, риски, перспективы».

Кафедра всеобщей истории  проводит активную педагогическую и воспитательную работу. На кафедре функционирует студенческое общество «Историк». Студенты посещают музеи, памятники истории и культуры, принимают участие в Днях и Фестивалях науки в РУДН, публикуют свои статьи в научных сборниках.

Выпускники кафедры сегодня обучаются в магистратуре ведущих ВУЗов мира: в Париже, Гренобле, Бордо, Пальма де Майорке, Хелуане и др. В 2010 году на кафедре была открыта совместная магистерская программа с Университетом Балеарских островов (Испания).

Обучение на кафедре всеобщей истории позволяет выпускникам стать не только историком-профессионалом высокого класса, применив свою эрудицию и полученные знания в научно-исследовательской и педагогической деятельности, но и получить престижную и высокооплачиваемую работу в государственных и коммерческих структурах в качестве аналитиков, менеджеров, PR- директоров, политических советников правительственного уровня, консультантом в сфере бизнеса и политики. Анализ трудоустройства выпускников ФГСН убедительно показывает, что выпускники исторических кафедр уверенно занимают ведущие позиции, успешно применяя теоретические знания на практике.

В процессе обучения на кафедре сочетаются как лучшие традиции отечественной системы высшего образования, так и инновационные технологии. Кафедра всеобщей истории  всегда занимала и занимает ведущее место в подготовке специалистов гуманитарного профиля, востребованных в научной, педагогической и практической деятельности в нашей стране и за рубежом. Профессорско-преподавательский состав кафедры всеобщей истории в своей деятельности активно использует мультимедийные возможности факультета (компьютеры, интерактивные доски, видео и аудиоматериалы), артефакты и практические образцы повседневных, культовых предметов культур Востока и Запада, хранящиеся в Музее цивилизаций факультета.

 


C 1 сентября 2012 года на кафедре открывается новая образовательная программа магистратуры 
по направлению 030600 «История», специализация «Всемирная история и массовые коммуникации»

Актуальность программы: 
Сегодня наиболее востребованные СМИ перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями, интернет-порталами, а являются интегрированными редакциями, производственный процесс которых реализуется сразу на нескольких платформах и включает работу с видео, аудио, фото, текстом. Медиаиндустрия требует идеологов СМИ-специалистов, историков-практиков, формирующих сознание молодежи в поддержку политического курса правительства РФ, которые сочетают компетенции в области сбора, обработки и производства информации с компетенциями в области работы с новыми технологическими инструментами и технологиями. Уникальность магистерской программы «Всемирная история и массовые коммуникации», в первую очередь, заключается в подготовке «универсальных мультиспециалистов (идеологов СМИ)», ориентированных на работу в интегрированных (конвергентных) редакциях.
Цель программы:
Практическая подготовка идеологов СМИ нового поколения, профессионально владеющих основными технологическими инструментами и журналистскими навыками для работы в редакциях мультимедийных СМИ, способных производить профессиональный контент для разных каналов коммуникации и специализирующихся на исторической, социальной и политической тематиках.
Преимущества программы:
Программа ориентирована на практическую подготовку студентов. Индустриальным партнером РУДН в реализации этой программы выступает международное агентство информации РИА «Новости», самая современная конвергентная редакция Европы. Часть аудиторных занятий магистрантов проводятся непосредственно в ньюс-руме РИА «Новости»(редакция «RT»).
Выбор индивидуальной профессиональной траектории. Магистранты развивают не только компетенции, необходимые для работы в индустрии в качестве, например, универсального корреспондента, редактора, бильд-редактора, колумниста и т.д., но, прежде всего, аналитические и научные компетенции, необходимые отраслевому аналитику, ведущему ток-шоу, научному работнику, преподавателю. Магистранты, выбирающие научно-исследовательскую траекторию, могут совершенствовать аналитические способности в рамках научно-проектных лабораторий и групп, а также в ходе подготовки теоретической магистерской диссертации.
Международные стандарты. Программа реализуется в соответствии с международными стандартами подготовки магистров мультимедийной журналистики. Это, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень ориентации магистров на реальную работу в наиболее современных мультимедийных редакциях, а с другой – способствует повышению профессионализма масс-коммуникационной среды через импорт зарубежных стандартов и подходов к журналистике и мультимедиа-технологиям.
Трудоустройство выпускников 
Число потенциальных рабочих мест для выпускников магистратуры постоянно растет по мере того, как перестраивается индустрия. Увеличивается количество СМИ и информационных интернет-проектов, производящих интерактивный мультимедийный контент на различных технологических площадках. Активно развиваются СМИ, представляющие из себя гибрид традиционных журналистских площадок и социальных сетей. При этом не только СМИ производят массовый контент, но и корпоративные блоги, тематические интернет-порталы и т.д.
Таким образом, наши выпускники смогут трудиться в следующих областях:
редакции печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций, интернет-СМИ, информационных агентств, развивающие присутствие в сети; 
интернет-порталы, производственные телевизионные подразделения и компании, операторы кабельного телевидения, предполагающие наличие структур, производящих контент и управляющих производством контента. 
сфера культурных индустрий, куда относятся производство кино - и телевизионных фильмов, создание мультимедийных продуктов (в том числе видеоигр), книгоиздательский бизнес. 
экспертные, отраслевые и государственные исследовательские организации, занимающиеся анализом отрасли массовых коммуникаций, в первую очередь журналистского их сегмента. 
научные и образовательные структуры, готовящие специалистов в сфере массовых коммуникаций и ведущие прикладную и фундаментальную научную деятельность в этой сфере. 
Требования к уровню подготовки:
- наличие диплома специалиста или бакалавра, как правило, по специальностям/ направлениям: история международных отношений и внешней политики, история, политология, философия.

В рамках магистерской программы предполагается чтение следующих дисциплин:

Философия и методология науки
Правоведение
Иностранный язык
Русский язык (для иностранных студентов)
Актуальные проблемы исторических исследований
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
Психология массовой коммуникации
Медиа как субъекты политики
Комплексный анализ информации. Социальные сети, медиа и демократия
Евразийская модель интеграции: социально-экономические и политические аспекты
Глобализация и страны Азии, Африки и Латинской Америки
Этническая и конфессиональная конфликтология
Взаимодействия со СМИ (медиа-рилейшнз)
Компьютерные технологии в историко-культурном анализе
Политическая антропология
Сущность и противоречия постиндустриального общества в странах Запада
Политическая культура Востока
Неоевразийство в системе геополитики
Мультимедиа-технологии
Поисковые системы и базы данных в Интернете, Он-лайн - реклама
Профессиональная видеосъемка и фотосъемка

Интервью руководителя программы С.А. Воронина


Публикации преподавателей кафедры за 2010 г.


1. Баринова Е.Б. Керамические комплексы поселений средневековых кочевников Уйгарак, Мурзалы и Иркибай в Восточном Приаралье. Восток и Запад: приоритеты эпох. М.: РУДН, 2010. 
2. Волосюк О.В. Ховельянос в Мадридском экономическом обществе друзей отечества. Вестник РУДН. Серия всеобщая история. №3, 2010.
3. Волосюк О.В. Российская историография испано-российских отношений. Вестник РУДН. Серия всеобщая история. №4, 2010.
4. Волосюк О.В., Солодкова О.Л. Наши великие педагоги: Юрий Николаевич Гаврилов. Вестник РУДН. Серия всеобщая история. №1, 2010.
5. Волосюк О.В. Рецензия на книгу: Испанский альманах. Вып. 1. Власть, общество и личность в истории. Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: Наука, 2008. Вестник РУДН. Серия всеобщая история. №1, 2010.
6. Волосюк О.В., Марчук Н.Н. РУДН и Латинская Америка – 50 лет сотрудничества. М.: Российский университет дружбы народов, 2010.
7. Волосюк О.В. Внешняя политика Испании в XVIII веке: становление испано-русских отношений. М.: РУДН, 2011.
8. Воронин С.А. От Муссолини до Каддафи. Штрихи к доктрине корпоративизма. Дипломатическая служба. 2010, №1. (публикация в издании ВАК)
9. Воронин С.А. Восточный деспотизм и социальный синтез. К вопросу о политической культуре на Востоке. Дипломатическая служба. 2010, № 2. (публикация в издании ВАК)
10. Воронин С.А. Сукарно. Орёл, парящий в одиночестве. Вестник МГОУ, Серия «История и политические науки». 2010, №1. (публикация в издании ВАК)
11. Воронин С.А. Национализм и исламизм в глобальном мире. Общая задача и внутренние противоречия. Мир ислама: история, общество, культура: тезисы докладов II Международной научной конференции, 28-30 октября 2010. М.: РУДН, 2010.
12. Воронин С.А. Сукарно. Формирование концепции «третьего пути». Вестник МГОУ, Серия «История и политические науки». 2010, №2. (публикация в издании ВАК)
13. Воронин С.А. Проблемы политического лидерства в исламском мире. Азия и Африка сегодня. М.,2011, №2. (публикация в издании ВАК)
14. Воронин С. А. Призрак исламской революции. Дипломатическая служба. 2011, № 2. (публикация в издании ВАК)
15. Воронин С.А. Единство мира в его многообразии. Восток-Запад. Диалог цивилизаций. М.,2011.
16. Воронин С.А. Политический маятник Востока. Традиции и современность. Восток-Запад. Диалог цивилизаций. М.,2011.
17. Воронин С.А. Воскресение имаго: феноменология авторитетного (харизматического) лидерства. Горизонты истории. М., 2011.
18. Воронин С.А. Нация или умма: исламский мир в поисках самоидентичности. Вестник РУДН. Всеобщая история. М, 2011,. № 2.
19. Воронин С.А. Интервью на ТВ-канале «Russia Today». События в Ливии. Судьба Каддафи. 17.03.2011.
20. Воронин С.А. Интервью на ТВ-канале «Russia Today». Сирия. Повтор ливийского сценария. 28.04.2011.
21. Зуева Е.Г. Тенденции развития Африки в постколониальный период. М.: 11-й ФОРМАТ, 2010.
22. Kitinov, Baatr. The Spread of Buddhism Among Western Mongolian Tribes Between the 13th and 18th Centuries: Tibetan Buddhism in the Politics and Ideology of the Oirat People. New-York: Edwin Mellen Press, 2010.
23. Китинов Б.У. Взаимодействие цивилизаций в Каспийском регионе в контексте стратегического прогнозирования. М., РУДН, 2010.
24. Китинов Б.У. Буддизм в Каспийском регионе. Мир и политика. 2010. №6. (публикация в издании ВАК)
25. Китинов Б.У. Религия в межцивилизационном взаимодействии в Каспийском регионе. Мир и политика. 2010. №11. (публикация в издании ВАК)
26. Китинов Б.У. Геополитика в развитии цивилизационной теории: в поисках мира. Вестник РУДН. Серия: политология. 2010. №2. (публикация в издании ВАК)
27. Китинов Б.У., Солодкова О.Л. РУДН и стран Азии. М.: РУДН, 2010.
28. Комаров А.Н. Канадский консерватизм в эпоху Б.Малруни в 1984-1993 годах. М.: РУДН, 2010. 
29. Комаров А.Н. От сокрушительного поражения до победы на всеобщих выборах: канадские консерваторы в борьбе за власть в 1993-2006 гг. Канадский ежегодник. Труды Российского общества изучения Канады. Выпуск 14. М.: РОИК, 2010.
30. Комаров А.Н. Канадский консерватизм от Д.Дифенбейкера до С.Харпера:
основные тенденции развития. Вестник РГГУ. Серия Исторические науки. Всеобщая история, №18 (61), 2010.
31. Комаров А.Н. Канадский консерватизм как идейно-политическое течение во второй половине XX- начале XXI в. Американский ежегодник, 2010. (публикация в издании ВАК)
32. Куделин А.А. Социально-политический облик улама Египта XVII-первой половины XVIII века. Мир ислама: история, общество, культура: тезисы докладов II Международной научной конференции, 28-30 октября 2010. М.: РУДН, 2010.
33. Ларин Е.А. Христофор Колумб (документы, хроники, проблема портретной идентичности). История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков. М.: Наука, 2010.
34. Панасюк Н.В. Курильницы и реповидные сосуды восточно- и западноманычской катакомбных культур. На пути открытия цивилизации. Труды Маргианской археологической экспедиции. Санкт-Петербург: Алетейя, 2010.
35. Панасюк Н.В. Погребальные наборы ВМКК. Роль курильниц в обряде. Археология Нижнего Поволжья: проблемы, поиски, открытия. Материалы III Международной Нижневолжской археологической конференции. Астрахань, 2010.
36. Панасюк Н.В. Раннекатакомбные курильницы степного Предкавказья. Российская археология. №2, 2010.
37. Пономаренко Л.В., Зуева Е.Г. РУДН и Африка. М.: РУДН, 2010.
38. Юркевич А.Г. Китайская армия в бирманских кампаниях Второй мировой (1942-1945 гг.) Проблемы Дальнего Востока, 2010, № 3. (публикация в издании ВАК)
39. Юркевич А.Г. К вопросу о значении советской финансовой и материальной
помощи Гоминьдану в 20-30-е годы ХХ века. Кросскультурное взаимодействие в Азии: теория 
и практика: Ежегодник 2010: сб. статей / Под ред. Н.С. Кирабаева, А.М. Ушкова, А.Г. Юрке-
вича. Сер. «Азиатские исследования».
40. Юркевич А.Г. Революции с любовью и без: рец. на кн.: Александр Панцов. Рассказы о Мао Цзэдуне. Книга первая: Любовь и революция, или приемный сын Бодхисаттвы. Книга вторая: Революция без любви, или бунт – дело правое! Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. Знамя, 2010, № 9.


УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Кафедра всеобщей истории является выпускающей. Преподавателями кафедры читается более восьмидесяти дисциплин, как общеисторического характера, так и затрагивающих историю отдельных регионов и стран в разные эпохи.
Студенты обучаются по двухступенчатой системе: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Используемая на факультете гуманитарных и социальных наук кредитная система оценок способствует повышению качества знаний и стимулирует систематическую подготовку студентов к занятиям. Структура учебного плана с широким спектром выборных курсов позволяет составлять оптимальный план обучения с учетом научных интересов и специализации студентов.
В процессе обучения на кафедре сочетаются как лучшие традиции отечественного высшего образования, так и инновационные технологии; преподаются дисциплины классического исторического университетского образования и разрабатываются курсы, отвечающие требованиям дня и новым потребностям общества. Все эти дисциплины соответствуют уровню развития современной исторической науки.
В рамках преподаваемых дисциплин студенты познают общую логику исторического процесса, получают теоретические и методические знания закономерностей развития цивилизаций, исторических эпох, регионов мира и отдельных стран; изучают хронологию и фактологию событий, а также методы компаративного анализа. Они усваивают характеристики исторических явлений и процессов, основные понятия исторической науки, изучают роль личности в истории и вклад отдельных персоналий. Большое значение придается преподаванию истории исторической науки, ее направлений, школ и современных тенденций, а также историографии и источниковедению, методике исторического исследования и преподавания истории.
Многие преподаватели кафедры работают в компьютерных классах и разработали мультимедийные курсы, в первую очередь, по истории культуры, этнологии, археологии и истории первобытного общества и др. В процессе обучения сочетаются высокая теоретическая подготовка студентов с умением применить свои знания и навыки в практической и исследовательской деятельности.
Кафедра всеобщей истории всегда занимала и занимает ведущее место в подготовке специалистов гуманитарного профиля, востребованных в научной, педагогической и практической деятельности в нашей стране и за рубежом.

Бакалавриат
На ступени бакалавриата преподаются как обязательные дисциплины, закладывающие фундамент исторического образования (например, История первобытного общества, История древнего Востока, История античности, История средних веков, История нового и новейшего времени и др.), так и дисциплины по выбору, которые набираются в зависимости от специализации студента (например, Этническая история изучаемого региона, Социально-экономическая история изучаемого региона, История литературы и искусства изучаемого региона и др.). Специализация студентов чаще всего связана с основным изучаемым языком. Студенты-историки изучают западные языки (английский, французский, испанский) и восточные языки (арабский, китайский, фарси).
Ежегодно студенты-бакалавры кафедры (до пяти человек) проходят языковые стажировки в изучаемых регионах (в университетах Китая, Египта, Ирана).

Обязательные дисциплины
История первобытного общества
История древнего Востока
История античности
Основы археологии
Основы этнологии
История средних веков
История средневековой Азии
История раннего Нового времени
История нового времени Европы и Америки
История Азии Нового времени
Новейшая история Европы и Америки
История Азии новейшего времени
Теория и история мировых религий
История Латинской Америки
История Африки

Дисциплины по выбору
История общественной мысли эпохи Возрождения
Культура Европы в новое и новейшее время
Культура стран Запада в эпоху постмодерна
Исторические аспекты геополитики
История колониализма и работорговли
Этносы и конфессии в Европе и в Азии
Вспомогательные исторические дисциплины
Архивы в научном исследовании
Теория и практика создания выпускной работы
Изобразительное искусство в истории мировых цивилизаций
История литературы и искусства изучаемого региона
Этническая история изучаемой страны
Социально-экономическая история изучаемого региона
Коран как исторический источник
Средневековая арабо-мусульманская цивилизация
История арабской философии
Исламский фактор в развитии Азии
История и культура арабских стран в Новое время
Новейшая история арабских стран
История стран Центральной и Восточной Азии
Роль буддизма в Азии
Сакральное и мирское в истории цивилизаций центральной Азии и Каспийского региона
История экономического развития и предпринимательства в Азии
Источниковедение и культура Китая
История религий в Китае
История китайской философии
История и культура Китая в Новое время
Новейшая история Китая
Археология Нового Света
История Латинской Америки в новейшее время
Традиционная Африка: история и культура
История африканской культуры
Тенденции развития Африки в постколониальный период

Для всех студентов-историков кафедра истории России читает курсы по отечественной истории, например, История Древней Руси, История средневековой Руси и др., а также дисциплины по методике исторического исследования и преподавания истории, например, Источниковедение, Методика преподавания истории и др.

Магистратура
Вторая ступень образовательной траектории – магистратура - дает возможность получить углубленное историческое образование по одной из двух специализаций: 
1. Компаративная история цивилизаций и проблемы безопасности
2. История и культура стран Востока

Дисциплины магистратуры
«Компаративная история цивилизаций и проблемы безопасности»
Обязательные:
Современные проблемы истории
Компаративный анализ современных цивилизаций
Этнопсихология
Историческая конфликтология
Религиозные и этнические конфликты в Азии
Исламский фактор в современном мире
Страны Европы в мировой геополитике
Методика преподавания истории в высшей школе
А также обязательные дисциплины, читаемые кафедрой истории России: История исторической науки, Методология исторической науки, Компьютерные технологии в историко-культурном анализе, Методика преподавания истории в высшей школе.

Выборные:
Концепции безопасности в историко-культурном процессе
Цивилизации Запада и Востока: конфронтация, диалог или альянс? Прошлое и перспективы
Политические системы стран Запада
Политическая культура Востока
Сущность и противоречия постиндустриального общества в странах Запада
Политическая антропология
Экономическое сотрудничество в Центральной и Восточной Азии
Сравнительная экономическая история Востока и Запада
Научно-исследовательская работа в семестре

Компаративная история цивилизаций является одним из актуальных направлений развития современной исторической науки. На рубеже XX - XXI веков также весьма разрабатываемой является тема межцивилизационных взаимодействий, конфликтов и глобальной безопасности. В рамках данной программы рассматриваются как проблемы всемирно-исторического процесса, так и различные аспекты развития отдельных стран и регионов. 
Основными разделами магистерской программы по этому направлению являются: теоретические аспекты исторической науки; компаративный анализ современных цивилизаций; исследования в области геополитики; вопросы глобальной и региональной безопасности; особенности политической культуры Запада и Востока.

Дисциплины магистратуры
«История и культура стран Востока»
Обязательные:
Современные проблемы истории
Компаративный анализ современных цивилизаций
Этнопсихология стран Востока
Исламский фактор в современном мире
Религиозные и этнические конфликты в Азии
Взаимодействие цивилизаций в Каспийско-центрально-азиатском регионе
Экономическое сотрудничество в Центральной и Восточной Азии
А также обязательные дисциплины, читаемые кафедрой истории России: История исторической науки, Методология исторической науки, Компьютерные технологии в историко-культурном анализе, Методика преподавания истории в высшей школе.

Выборные:
Восток – Запад: история и конфликты в современном мире
Российско-китайские отношения: история и современность
История экономического развития стран Восточной Азии
История экономического развития арабских стран
Религии, секты и духовные практики в Восточной Азии
Духовные практики и школы в современном исламе
Генезис государства и власти в Китае
Политическая культура арабских стран
Научно-исследовательская работа в семестре

Исследование специфики восточных обществ, закономерностей их развития, традиционных структур и модернизаторских процессов на Востоке является одним из самых актуальных направлений современной науки. Особое внимание в рамках данной магистерской программы уделяется изучению регионов Восточной Азии, Центральной Азии и Арабского Востока.
Основными разделами и проблемами по этому направлению являются: теоретические аспекты исторической науки; изучение культурных, этнических, религиозных факторов в развитии восточных цивилизаций; исследование особенностей политической культуры Востока; вопросы социально-экономического развития изучаемых регионов; вопросы глобальной и региональной безопасности; компаративный анализ современных восточных и западных цивилизаций.

Полученные фактологические и методологические знания и навыки студенты должны уметь применять на практике. Поэтому большое значение в бакалаврских и магистерских программах придается проведению семинарских занятий, а также самостоятельной работе студентов с выполнением творческих заданий, написанием эссе и другого рода письменных работ с обязательным последующим разбором их результатов преподавателем с учащимся индивидуально или в группе.
Особое место в учебном процессе отводится написанию студентами курсовых проектов, выпускных работ и магистерских диссертаций, при работе над которыми студенты-историки под руководством научных консультантов применяют свои навыки в изучении источников, в анализе исследовательской литературы, реализуют свой творческий потенциал, создавая профессиональные научные тексты. 

Студенческие практики
Также важным элементом подготовки компетентных специалистов являются образовательные и производственные практики: археологическая, библиографическая, педагогическая и архивная.
Кафедра всеобщей истории организует археологическую, … практики для бакалавров и научно-исследовательскую и научно-педагогическую практики для магистров.
С 1965 г. все студенты-историки проходили археологические практики, как правило, на базе научных экспедиций Института археологии АН СССР (ныне РАН). В настоящее время каждый год ребята работают в Подмосковной экспедиции отдела охранных раскопок Института археологии РАН. В основном они участвуют в исследовании средневековых поселений. На практике летом 2009 г. под средневековым слоем они нашли дьяковские жилища. В 2006 г. наши студенты участвовали в раскопках на территории московского Кремля (XII-XVII вв.): нашли кольчугу, оружие и берестяную грамоту. В течение археологической практики студенты работают на раскопах, ведут камеральные работы (мойка, шифровка керамики, ведение описи находок). Во время выездных раскопок ребята живут в палатках, готовят еду на костре – получают закалку экспедиционной жизни. Некоторые из них, проникнувшись духом истинного первооткрывателя артефактов, набирают материал и пишут курсовые и дипломные работы по археологии.
В ходе археологической практики выполняются следующие учебно-исследовательские задачи: изучается история исследования и характеристика археологической культуры; методы сбора предварительных материалов по изучаемому памятнику - сбор архивных сведений, ознакомление с отчетами предыдущих исследований, опрос старожилов и краеведов, изучение физико-географических условий местности; методики полевых разведок стоянок, селищ, городищ, грунтовых и курганных могильников, святилищ и культовых мест; методы топографической и нивелировочной съемки археологического объекта, «разбивки» раскопа; основные правила ведения раскопок поселений и могильников, фото и графической фиксации памятника в процессе полевых изысканий; способы фиксации и камеральной обработки артефактов; сущность стратиграфических исследований; простейшие приемы реставрации органических, керамических и металлических предметов; ведение полевого дневника, рабочих чертежей и инвентарной описи находок; цели и способы консервации памятника по окончании раскопок; задачи палинологических, почвоведческих, остеологических, геофизических изысканий; реконструкция памятника; написание научного отчета. 
Библиографическая практика проходит на базе Российской государственной исторической библиотеки и ИНИОН РАН. 
Педагогическая практика бакалавров проводится на базе школы-лицея №109.
Магистры проходят научно-исследовательскую практику на базе Института всеобщей истории РАН, где они имеют возможность совершенствовать свои навыки, познакомиться с новейшими достижениями в исторической науке, а также с ведущими учеными в своей области специализации. Научно-педагогическую практику магистры проходят на базе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Историки читают лекции и ведут семинарские занятия под руководством научного консультанта, прежде всего, по темам близким к их проблематике научных исследований. В ходе практики магистры практически применяют знания по методике преподавания истории в высшей школе, полученные на одноименном предмете.

 


Ред. кабинета | На портал | На форум | На первую |