Всеобщей истории
РУДН - участник государственной программы Российской Федерации 5 - 100
Новости

События на кафедре всеобщей истории в 2017 г.

 

"В теме": удастся ли Трампу сохранить президентское кресло 18.05.2017

Конгресс подталкивает президента США принять санкции против союзников Башара Асада, отказавшись, он может потерять очки в глазах истеблишмента  


 "В теме": Сергей Воронин – о сирийском вопросе 26.04.2017

Сможет ли действующий глава Сирии усидеть в президентском кресле, смотрите в программе "В теме"  

 

"В теме": Сергей Воронин – о предвыборной гонке во Франции 20.04.2017

Политолог Сергей Воронин проанализировал ситуацию и сделал свой прогноз о том, кто же возглавит пятую республику  http://tv.m24.ru/videos/128108


"В теме": Сергей Воронин – о проблеме терроризма 06.04.2017

Что нужно делать мировому сообществу и каждой стране отдельно, чтобы победить терроризм, рассказал политолог Сергей Воронин  http://tv.m24.ru/videos/127103


"В теме": Сергей Воронин – об учениях на Крымском полигоне Опук 20.03.2017

Для чего сейчас Москву пытаются втянуть в гонку вооружений, смотрите в программе "В теме"  http://tv.m24.ru/videos/125720


"В теме": повлиял ли скандал с Турцией на выборы в Нидерландах 16.03.2017

Можно ли расценивать голландский пример как провал всех евроскептиков, в программе "В теме" расскажет политолог Сергей Воронин  http://tv.m24.ru/videos/125450


"В теме": Сергей Воронин – о политической ситуации во Франции 06.03.2017

О предвыборных страстях в Пятой республике рассказал политолог Сергей Воронин в программе "В теме"  http://tv.m24.ru/videos/124734


"В теме": Сергей Воронин – о новой инициативе Минфина 28.02.2017

Ведомство предложило выпустить инвесткупоны федеральных займов  http://tv.m24.ru/videos/124302 


"В теме": Сергей Воронин – о встрече дипломатов РФ и США 16.02.2017

Состоялась первая личная встреча Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона после вступления в должность Дональда Трампа  http://tv.m24.ru/videos/123482


"В теме": американские ракетные установки появились в Румынии 09.02.2017

К чему может привести опасное соседство, смотрите в программе "В теме"  http://tv.m24.ru/videos/122941


"В теме": Сергей Воронин – об антимиграционном указе Трампа 30.01.2017

Что означает своенравное поведение Трампа – эксцентричность или тщательно продуманная политика, смотрите в программе "В теме"  http://tv.m24.ru/videos/122179


"В теме": как будут складываться отношения России с Западом и Востоком 24.01.2017

И какую роль в этом играет президент США, смотрите в программе "В теме"  http://tv.m24.ru/videos/121750


"В теме": итоги президентства Барака Обамы 19.01.2017

Итоги подвел политолог Сергей Воронин в программе "В теме"  http://tv.m24.ru/videos/121402


"В теме": Сергей Воронин – о санкциях против России 10.01.2017

К чему приведут санкции против России  http://tv.m24.ru/videos/120713 



Более ранние передачи "В теме" с участием С.А.Воронина смотрите здесь

 

События на кафедре всеобщей истории в 2016 г.

  

Мероприятия Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования

 

 
 
 

 

 

С 7 по 9 декабря 2016 года в монгольской столице находилась делегация Российского университета дружбы народов в составе проректора по международной мобильности Ларисы Ефремовой и заведующего кафедрой всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук Сергея Воронина.

 

 

 

 

 

Подробнее о данном событии можно прочитать здесь

 

 

 

 

 

 

 

09.08.16 "В теме": Владимир Путин встретился с Реджепом Тайипом Эрдоганом

Москва восстановит авиасообщение с Анкарой и реанимирует проект "Турецкий Поток" 

21.07.16 "В теме": Сергей Воронин – о решении спортивного арбитража

О политическом заказе на российский спорт рассказал политолог Сергей Воронин 

30.06.16 "В теме": Конкуренция за энергоресурсы выросла

Каким может оказаться новый мировой порядок – в программе "В теме" 

23.06.16 "В теме": Сергей Воронин – о референдуме в Великобритании

Как будут развиваться взаимотношения Лондона и Брюсселя в дальнейшем 

08.06.16 "В теме": Сергей Воронин – о предвыборной гонке в США

Хиллари Клинтон по итогам первичных выборов существенно опережает своего единственного соперника Берни Сандерса 

31.05.16 "В теме": Курс юаня упал до пятилетнего минимума

Кто выиграет от снижения курса юаня и как это отразится на мировой экономике, смотрите в программе "В Теме"

19.05.16 "В теме": Сергей Воронин - о саммите Россия - АСЕАН

Это третье подобное мероприятие за 20 лет партнерства нашей страны с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии 

 18.04.16 "В теме": Сергей Воронин – о встрече производителей нефти в Дохе

Обсуждение мировых цен на "черное золото" продолжалось около 12 часов, но страны так и не смогли договориться о заморозке уровня добычи топлива 

12.04.16 "В теме": Сергей Воронин – о визите Сергея Лаврова в Токио

Об истории российско-японских отношений и о перспективах развития диалога в очередном выпуске программы "В теме" рассказывает С.А. Воронин 

29.03.16 "В теме": Сергей Воронин – о захвате самолета EgyptAir

 

Объявление

 

18 марта в 14.00 в аудитории 511 состоится плановое, очередное заседание кафедры всеобщей истории.

Повестка дня:

1. Отчет заведующего кафедрой д.и.н. профессора С.А.Воронина за прошедшие 5 лет.

2. Избрание заведующего кафедрой всеобщей истории и обсуждение работы кафедры на последующие 5 лет.

3. Разное.

 

15.03.2016 Общественный совет Фонда ОНФ «Правда и справедливость» подвел итоги второго Всероссийского конкурса журналистских работ

Поздравляем аспиранта кафедры всеобщей истории Артёма Арутюнова с победой в конкурсе!

Ссылка на статью в Живом Журнале, которая подавалась Артёмом на конкурс: Я тебе расскажу про Керчь...

И, наконец, письмо лауреату конкурса:

 

 Хочется отметить, что журналистский талант Артёма неоднократно отмечался в ходе учебы по магистерской программе "Всемирная история и массовые коммуникации". И вот она, достойная награда!

 

11.03.2016 Москва-24. "В теме": Возможна ли федерализация Сирии

 

25.02.2016 Москва-24. "В теме": Сирийская оппозиция готова поддержать режим перемирия

 

16.02.2016 Москва-24. "В теме": Зачем Турции наземная операция в Сирии?

В передаче С.А. Воронин рассказал о противоречиях, которыми наполнен Ближний Восток, о жесткой конфронтации, которая возникла вокруг Сирии, столкнув Россию и НАТО. Также он поведал о том, какую роль в этих взаимоотношениях играет Турция.
Подробнее:http://www.m24.ru/videos/104840?utm_source=CopyBuf

Первая передача на телеканале НИКИ-ТВ из серии "Россия завтра". Ведущий - С.А. Воронин.

 

События на кафедре всеобщей истории в 2015 г.

 

Мероприятия Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования

 

ПРАВДА О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США

7-8 октября 2015 г. в стенах Российского университета дружбы народов прошли мероприятия, связанные с приездом в Москву американского политолога и исследователя Уильяма Блума. Визит господина Блума в Россию был организован силами сотрудников Центра Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования РУДН. 
7 октября в зале заседаний ректората РУДН прошла пресс-конференция Уильяма Блума с участием ряда значимых российских СМИ. Среди участников пресс-конференции – представители телеканалов НТВ, Рен-ТВ и Life News, радиостанции «Русская служба новостей», периодические издания «Российская Газета» и «Взгляд», информационные порталы «ГосИндекс» (постоянный партнёр ЦИЭГП РУДН), «Россия Завтра», ДНИ.ру и «Ридус». 
В ходе пресс-конференции Уильям Блум отвечал на самые разные вопросы журналистов, касавшиеся основной повестки дня: борьба с ИГИЛ, конфликт на юго-востоке Украины, влияние США на общемировые процессы и роль американской пропаганды в современных условиях. 
8 октября на базе факультета гуманитарных и социальных наук 
#РУДН состоялась открытая встреча господина Блума на тему «Правда о внешней политике США и многом другом». В ходе часовой лекции он рассказывал о пагубном влиянии внешней политики США, после чего отвечал на вопросы из зала. Мероприятие закончилось автограф-сессией писателя. Подробнее см. здесь.

Видео по теме:

Пресс-конференция Уильяма Блума.

Открытая встреча Уильяма Блума со студентами РУДН.

  

 

 

"БУДУЩЕЕ ДЕМОКРАТИИ. ЧТО ВМЕСТО КАТАСТРОФЫ?"

17 сентября Центр Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования РУДН провёл в конференц-зале факультета гуманитарных и социальных наук открытую встречу с итальянским политологом и журналистом Джульетто Кьеза «Будущее демократии. Что вместо катастрофы?». Данная встреча была организована при содействии проекта «Россия завтра» и поддержке информационно-аналитического портала ГосИндекс . 

Послушать известного общественного деятеля и бывшего депутата Европарламента пришло около 400 человек, среди которых – студенты, преподаватели и гости РУДН.

Встречу предваряла беседа господина Кьеза с ректором Российского Университета Дружбы Народов В.М. Филипповым, проректором по научной работе Н.С. Кирабаевым и деканом факультета гуманитарных и социальных наук В.А. Цвыком. Встреча прошла в теплой обстановке, и ректор выразил надежду, что это не последний визит господина Кьеза в РУДН.

Уважаемого гостя всем собравшимся в конференц-зале представил директор Центра Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования, заведующий кафедрой всеобщей истории, д.и.н. С.А. Воронин. В своей речи он анонсировал скорое издание новой книги господина Кьеза «Русофобия 2.0»

Общаясь со студентами и гостями РУДН, господин Кьеза затронул наиболее острые вопросы сегодняшней повестки дня: мигранты в Европе, война в Сирии, санкции Запада против России. Исходя из заглавия встречи, Кьеза постулировал построение новой мировой демократии, основываясь на гибели её старой, либеральной модели. 

Господин Кьеза остался очень доволен приёмом и общением со студентами и гостями РУДН, высоко оценив уровень задававшихся ему вопросов и выразив готовность посетить университет ещё раз.

 

 

 

С.А. Воронин: Стоит ли России дружить с Китаем назло США?

 

Фильм Артёма Арутюнова и Павла Садовникова о воссоединении Крыма с Россией опубликован на Youtube

        КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ИНДЕКСАМ НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ 

В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

  27 апреля в Общественной Палате Российской Федерации состоялся организованный Центром Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования РУДН круглый стол на тему: «Международные индексы цитирования в исторической науке - условие роста или вынужденная мера?» В круглом столе приняли участие крупные, авторитетные ученые-гуманитарии – директор Центра Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования РУДН, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории РУДН С.А.Воронин, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, заместитель директора Института Археологии РАН П.Г.Гайдуков и его коллега, заведующий информационно-издательской группой ИА РАН Н.В.Лопатин, доктор филологических наук, профессор, начальник управления гуманитарных наук РГНФ В.П.Гребенюк, доктор филологических наук, профессор МГППУ, главный редактор международного научного журнала «Язык и текст» И.В.Дергачева и ее коллеги В.В.Пономарева и А.А.Шведовская, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории российской государственности РАНХиГС М.Р.Зевина, доктор исторических наук, профессор, член координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию А.С.Усачев, доктор филологических наук, главный редактор научного журнала «Древняя Русь» Е.Л.Конявская, кандидат исторических наук, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИРИ РАН С.М.Шамин, кандидат исторических наук, преподаватель ПСТГУ и МПГУ, сотрудник ИА РАН А.Ю.Можайский, аспирант РУДН .А.Арутюнов и др.

Вели заседание круглого стола кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России РУДН, заместитель директора Центра Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования РУДН Б.Г.Якеменко и директор ЦИЭГП доктор исторических наук, профессор Воронин С.А..


На круглом столе обсуждалась проблема современных индексов научного цитирования, их несовершенства, зависимости российской науки от изападных индексов научного цитирования. Напомним предысторию проблемы. Одним из важнейших факторов усиления российской науки в науке мировой некоторое время тому назад было принято число статей российских ученых, опубликованных в зарубежных (главным образом, англоязычных) журналах, индексируемых международными библиографическими базами данных (Web of Science и Scopus). Эти данные «измеряют» индексы цитирования. Индекс цитирования это база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели этих ссылок. Индекс цитирования сегодня является одним из самых распространенных наукометрических показателей и применяется для формальной оценки состояния науки во многих странах мира.
В указе президента России от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» требовалось, чтобы к 2020 году не менее пяти российских вузов вошли в сотню ведущих университетов мира, а к 2015 году число публикаций российских авторов в «мировых научных журналах», индексируемых в базе данных Web of Science, должно возрасти до 2,44 % (тематика статей в указе не оговаривалась). Откликаясь на указ, Министерство образования рекомендовало ВУЗам увеличить число публикаций в ведущих зарубежных изданиях, связав эти показатели с определением статуса учреждения, прохождением аккредитации, выделением дополнительного финансирования и т.д. При этом профили ВУЗов не были оговорены, как и не были оговорены в указе президента России области знаний, по которым должны быть опубликованы статьи российских авторов в журналах, включенных в Web of Science. В результате гуманитарные и естественные науки оказались в разных положениях – естественникам легче публиковаться за рубежом, чем гуманитариям.

Разумеется, на этой благодатной почве тут же взошли загадочные конторы и электронные конференции, которые за деньги готовы немедленно обеспечить попадание любого материала в нужный индекс (примечательно, что большинство этих контор и организаторов конференций находится на Украине). Столь сухой, формальный вопрос вдруг стал источником очень серьезных денег для многих из тех, кто «обязывает» вузы и преподавателей любой ценой попадать в западные индексы научного цитирования. О том, что выбор западных платформ SCOPUS и WOS для российской науке сделан кем-то небескорыстно, свидетельствует и тот факт, что на Западе существует … около 60 платформ такого рода. Кто и по какому критерию выбрал для российской науки только эти две платформы и насколько здесь были учтены интересы российской науки, а не конкретных людей, инициировавших этот процесс? Тем более, что на том же Западе не является обязательным попадание статей в индекс научного цитирования. В России же сегодня это стало обязательным, от этого стала зависеть карьера десятков тысяч людей, трудящихся в образовании.

Но дело не только в этом. А прежде всего, в том, что в качестве ключевого критерия эффективности научного сообщества опять же принят критерий чисто формальный. В чем проблема этого критерия? Прежде всего, этот показатель не дает ничего для понимания содержательной, истинно научной составляющей индексируемых работ, публикующихся в журналах. Так, например, сомнительные открытия Фоменко, Носовского, Аджи, Задорнова и прочих «историков» возбуждают большие дискуссии и активно цитируются, а действительно научные статьи привлекают гораздо меньше внимания, тем более, если учесть, что их аудитория обычно очень узкая.
Другая проблема обозначена известным историком А.И.Филюшкиным: «Мы занимаемся темами, которые интересны локально, для национальной историографии, но не востребованы в мировой науке и часто находятся вообще в стороне от мейнстрима мировых гуманитарных исследований. В 2015 г. в Китае будет Всемирный конгресс историков. Были опубликованы темы, которые там будут обсуждаться. 90 % из них вообще находятся вне сферы интересов отечественных историков. А наш вклад в остальные 10% вовсе не очевиден, и вряд ли мы там можем сказать что-то основополагающее». Действительно сегодня в Web of Science доля российских публикаций (естественнонаучного, технического и гуманитарного профиля) на 2011 г. составляла лишь 2,12 % от общего объема публикаций в этой базе данных. У гуманитариев ситуация еще хуже - в 2007–2011 гг. число статей гуманитариев в Web of Science составляло около 0,95 % от общего числа российских публикаций (то есть было примерно в 5 раз ниже общего процента публикаций гуманитариев в Web of Science).

Усложняет ситуацию то обстоятельство, что проблематика, разрабатываемая на Западе и активно обсуждаемая, вовсе не обязательно должна быть интересна отечественному исследователю, не говоря уже о том, что жанр «история как развлечение», где научный текст носит характер подписей к огромным иллюстрациям, находит все больше сторонников. И.И.Верняев пишет: «Вот сейчас в мировом тренде, например, тема "Антропология зомби" - статьи, монографии, курсы лекций идут широким потоком (вот, например, в Стенфорде -
http://explorecourses.stanford.edu/search?view=catalog&filter-coursestatus-active=on&page=0&catalog=&q=ANTHRO+13SI%3A+Zombies%3A+Anthropology+of+the+American+Undead&collapse=) Надо бы что-то такое попробовать, нырнуть, так сказать, с головой в мейнстрим. Ну, и сделать, что-то вроде - "Zombies - Russian experience" - может, опубликуют в "American Anthropologist" (WoS)»

Разумеется, прав А.И.Филюшкин, когда говорит о том, что российские ученые мало читают зарубежные издания. «По той же истории в Скопусе было 169 научных журналов. И ни одного из них никто из коллег, которых я спрашивал, не читал! Нельзя попасть в высокорейтинговый журнал, если ты не читаешь его на протяжении нескольких лет, не знаешь его стиля, научных требований к публикации, тематики и т.д.» Однако это проблема не только ученых, но системы «обеспечения информацией» деятелей науки. Полностью отсутствует некая структура, которая бы целенаправленно и эффективно занималась переводами и зданием научных работ. Сегодня все имеющиеся переводы дело рук отдельных энтузиастов. Поэтому, например, классический труд Э.Х.Канторовича «Два тела короля», вышедший на Западе в 1957 году, добрался до нашего широкого читателя лишь сейчас. Можно вспомнить, что в советское время на авиационных заводах работали специальные отделы технических переводов, которые сразу же переводили всю необходимую для работы литературу, «для служебного пользования» сразу переводились и издавались небольшими тиражами многие западные и восточные работы, выходили тематические дайджесты. Но сегодня ситуация совершенно иная. Конечно, есть, по выражению А.В.Полетаева «обоюдный снобизм… На Западе русисты считают, что мы тут ничего не понимаем, а наши гуманитарии думают, что совершенно несущественно, что они там про нас пишут, потому что они ничего про нас не знают», но создание серьезного центра научных переводов могло бы многих избавить от этого снобизма. При этом необходимо подчеркнуть, что этот центр должен был бы заниматься и «обратными переводами» - переводить на иностранные языки современные серьезные отечественные исследования. Но пока что этого нет. А, следовательно, и на Западе не слишком осведомлены о состоянии отечественной науки. Ибо читать на английском (или других языках) у нас многие ученые более или менее могут, а вот на русском на Западе читает ничтожно малая часть.

Кроме того, как отмечает крупный и авторитетный современный историк А.С.Усачев, гуманитарии всегда будут проигрывать естественникам в борьба за индексы цитирования. «Специфической чертой ряда гуманитарных наук – в первую очередь истории и филологии – является их «национальный» характер. Специалисты, как правило, «привязаны» к той или иной стране: если результаты исследований физика или химика слабо зависят от места их проведения (на них сказывается главным образом уровень технического оснащения научного центра и квалификации его сотрудников), то в случае с исследованиями по российской, английской, французской, китайской и т.д. истории и культуре ситуация принципиально иная. Она определяется в первую очередь тем, что основными (хотя и не единственными) читателями научных трудов по истории, литературе, культуре, философии и т.д. той или иной страны будут ее граждане (Это, конечно, не относится к истории древних цивилизаций – главным образом, Древнего Востока и Античности, а также Византии, – исследования которых в целом носят международный характер). Этот несомненный факт и определяет то, что центр изучения истории и культуры той или иной страны будет в ней и находиться. В ней же будут работать ведущие специалисты, там же будут издаваться и ведущие периодические издания по соответствующей тематике. Вряд ли кто-либо всерьез будет спорить с тем, что главными центрами изучения истории и культуры США, Франции, Великобритании, Германии являются научные и научно-образовательные организации соответственно США, Франции, Великобритании, Германии. Судя по «спускаемым» сверху гуманитариям весьма настойчивым пожеланиям печататься именно в зарубежных изданиях, эта, казалось бы, очевидная истина по умолчанию отрицается. Публикации отечественных авторов, работающих в главном центре изучения русской истории, культуре и т.д. – в России – рассматриваются как публикации второго сорта, несоответствующие общемировым стандартам качества».

Далее А.С.Усачев приводит убедительный пример: «Уже 40 лет (с 1972 г.) издается достаточно авторитетный англоязычный журнал «Sixteenth Century Journal». За время существования этого журнала там были опубликованы сотни статей по истории Англии, Франции, Испании, Германии, Италии, Османской империи и ряда других стран. Однако в этом издании нет ни одной (!) статьи, специально посвященной истории России в XVI в. И это при том что она в этот период являлась весьма заметным «игроком» на международной арене: достаточно вспомнить растянувшиеся почти на все XVI столетие весьма настойчивые попытки Габсбургов и папского престола привлечь русского государя к антитурецкой коалиции. Отсмотрев оглавление наиболее авторитетного международного издания по средневековой истории – «Speculum» – за 2010–2012 гг., нам не удалось обнаружить в нем статей, специально посвященных российской истории. Чуть менее контрастна, но тоже показательна ситуация с некоторыми другими изданиями исторического профиля. Так, интерес другого англоязычного журнала – «Eighteenth-Century Studies» – к российской истории также трудно признать чрезмерным: если за 2010–2012 гг. в нем были опубликованы десятки статей объемом до 28 страниц по истории Франции, Испании, стран Нового Света, то внимание к России ограничено 3-мя аннотированными обзорами литературы по 2–3 страницы каждый (их авторами являются представители зарубежных научных центров)12. Вряд ли стоит специально разъяснять читателю, что в это столетие (особенно в период правления Екатерины II) Россия играла одну из главных «партий» в европейском «концерте»». А если ко всему этому прибавить цензуру в западных изданиях «неудобных» с точки зрения современной политики текстов (попробуйте в американском издании опубликовать апологию Каддафи), то, например, любая статья на тему современной международной ситуации, написанная автором с пророссийских позиций просто обречена на забвение.

Кроме того, нынешняя ситуация с санкциями и антироссийской истерией в западных СМИ закономерно актуализирует соблазн западных научных кругов «наказать российскую науку» с помощью индексов цитирования. О чем, кстати, в кулуарах западных научных конференций уже говорят предельно определенно. Перестают цитировать, через некоторое время замеряют общие показатели – и вот российская наука в мировых рейтингах оказывается между Угандой и Зимбабве и формально все правильно. И поделать ничего нельзя - мы сами положили голову на гильотину и даже расстегнули воротничок для полного удобства. Все это происходит так, словно не существует отечественного аналога Web of Science и Scopus – Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), который почему-то оказывается на периферии и в тени западных индексов.

Участники круглого стола констатировали, что изменить эту ситуацию можно и нужно. Нужно ориентироваться на отечественные индексы научного цитирования (РИНЦ), для чего их нужно модернизировать и совершенствовать. Публикации в западных изданиях нужно признать желательными, но не обязательными. Нужно искать новые международные площадки (например, в рамках БРИКС или сотрудничать с Китаем). Вместе с этим нужно помочь ученым попасть в эти индексы (сегодня этот процесс обстроен таким количеством формальностей, что легче плюнуть, чем ввязываться), переводить отечественные работы и популяризировать их на Западе. Нужно помочь провинциальным ВУЗам встроиться в этот процесс, так как такие ВУЗы всегда будут проигрывать учебным заведениям крупных городов. И, наконец, самое главное – нужно понять, как оценить подлинно научную значимость работы, ее ценность, актуальность и новизну, а не внешние признаки.

Данный круглый стол стал очень важной «пробой сил» перед масштабным мероприятием по индексам цитирования, которое организуют Центр Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования РУДН и профильные комиссии Общественной Палаты не позднее лета этого года. Данное мероприятие подготовит предложения для профильных министерств, в рамках которых должны быть приняты принципиальные решения, освобождающие нашу науку от зависимости от западных индексов цитирования, а вместе с этим и от сопутствующей этому процессу коррупционной составляющей.

 Проект Россия завтра стартовал

25 марта, в Москве, в ресторане «Дети райка», который хотелось бы поблагодарить за гостеприимство и приятную атмосферу, при поддержке молодежного проекта «СЕТЬ», прошел финал проекта о будущем «Россия завтра».

Напомним, как возник проект. 29 августа на пятую смену Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер» «Территория смыслов» прибыл Президент России В.В.Путин, который больше двух часов общался с молодыми учеными, аспирантами, преподавателями ВУЗов. На форуме была делегация историков из Российского Университета Дружбы Народов, которая подготовила беспрецедентный проект - концепцию школьного учебника «История России 2014-2045 годы», то есть ближайших 30 лет. Среди авторов – два преподавателя (д.и.н. проф. заведующий кафедрой Всеобщей Истории РУДН С.А.Воронин, к.и.н. доцент кафедры истории России Якеменко Б.Г.), две студентки (Бхандари Арти, Сечина Юлия) и один аспирант (Садовников Павел). Концепция была подготовлена в недавно открытом при РУДН Центре Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования.

 

Эта концепция была представлена авторами, студентами и аспирантами РУДН (П.Садовников, А.Арутюнов, Бхандари А., Сечина Ю.) В.В.Путину, который отметил, что «неталантливые люди не стали бы этим заниматься, вы знаете, моё глубокое убеждение. История – один из самых любимых мною предметов, и мне кажется, что историей могут заниматься только увлечённые, полностью погружённые туда люди, во всяком случае сделать её своей профессией могут только вот такие фанатики в известном смысле. Я с удовольствием посмотрю… Я обязательно ознакомлюсь с вашей работой». 

Почему этот беспрецедентный проект удалось сделать? Ответ на данный вопрос во многом дал там же на Селигере В.В.Путин: «Основной критерий, который позволяет добиться успеха, он в чём заключается: у человека должно быть собственное внутреннее глубокое убеждение в правоте того, что он делает. Если это что-то, что в общественном сознании ещё не получило положительной оценки, задача заключается не в том, чтобы подстроиться под общее мнение, – задача заключается в том, чтобы его честно и открыто объяснить». 

Успех концепции вдохновил авторов на создание масштабного портала «Россия завтра» (http://vk.com/rustomorrowhttps://www.facebook.com/rustomorrow). Руководителем проекта стал один из авторов концепции, аспирант РУДН, постоянный автор «ГосИндекса» и «ТАСС-аналитики», на днях ставший ведущим авторской программы «В теме» «Москвы медиа» Садовников Павел.
 
 
Проект согласилась поддержать «Сеть». 20 февраля этого года проект стартовал – был запущен конкурс публицистов, которые должны стать основными авторами портала. А в дальнейшем – профессионалами, пишущими на самые разные темы. 
 
«Наша главная задача, - говорит П.Садовников, - выявить у ребят аналитические способности. Мы ведь живем в невероятную историческую эпоху, это надо прочувствовать, понять, увидеть. Мы хотим сказать: «Россия — это супер. И вот какой она будет завтра». Были, конечно, работы, написанные со скепсисом, в них Россия будущего — это сплошные руины. Я в таких работах не увидел ничего конструктивного. Мы за позитив и хотим всегда гордиться нашей страной, как сегодня. У нас даже есть девиз: «Мы знаем, что вы будете делать в ближайшие 30 лет»». 
 
«Я учусь на истфаке, но всегда хотела работать в сфере журналистики. И мне кажется, здорово, что мы будем писать о будущем. Я вот его вижу светлым, наша страна уже много раз выстаивала перед трудностями, - рассказывает будущая сотрудница «России завтра» Татьяна Осадчая. «Мне очень понравился этот проект, он дает возможность серьезно задуматься о политологии», - говорит Юлиана Сенько, студентка журфака из Владивостока. http://snob.ru/selected/entry/90083 
 
Студентка РУДН, один из авторов концепции, Сечина Юлия, говорит, что хотя «статьи о будущем никогда не писала» но считает участие в проекте «уникальной возможностью освоить новые горизонты в публицистике».
 
 
На конкурс поступило более 200 заявок со всей страны – от Владивостока до Севастополя. И вот конкурс публицистов подошел к своему финалу. 
 
Победителям вручили памятные знаки и сертификаты об участии в конкурсе, но главным призом для них станет работа в проекте «Россия завтра». В рамках проекта планируется запуск интернет-портала и печатного глянцевого журнала, которые начнут повествование из будущего, начав отчёт с 2045 года.
 
Победителей награждали известные общественные и политические деятели, такие как: Николай Стариков, Олег Царев, Павел Данилин, Сергей Воронин. «В Крыму и Севастополе лежит та самая точка сборки, которая позволяет нам говорить, что многие проблемы, которые 15 лет назад казались нам неразрешимыми, как, например, исторический спор славянофилов и западников, красных и белых, теперь вполне разрешимы. И мы теперь можем с гордостью сказать, что мы единая нация, - сказал директор Центра политического анализа Павел Данилин, награждая севастопольскую победительницу. — Диана Кун написала очень амбициозную работу».
 
 
Директор Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования, эксперт проекта, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей Истории РУДН Сергей Воронин подчеркнул, что «сегодня очень важно понимать, где истина, а где заблуждение. Четверть века назад, отказавшись от какой-либо идеологии, Россия оказалась атакована достаточно агрессивным вирусом либерализма. Нужны идеологические ответы тем, кто навязывает России ценности, которые здесь не работают». 
 
 
«То, как мы думаем о будущем, формирует будущее. Мы будем думать о хорошем, писать о хорошем, и тогда будет только хорошее», - сказал известный политолог Николай Стариков. http://snob.ru/selected/entry/90083
 
 
Итак, проект стартовал. «Скорость принятия решения» пройдена. В апреле будет презентована полная версия портала, летом выйдет первый номер глянцевого журнала, в к осени – полная версия учебника «История России 2014-2045». 
 
Хочется надеяться, что этот проект сможет изменить сложившуюся в 1990-е годы парадигму, которая заключалась в том, что перспективы определяли люди старшего поколения. Теперь участие в этом процессе должны активно принять «millenials» (поколение миллениума), те, кому до тридцати пяти. И проект «Россия завтра» первый шаг к этому.
 
Видеопрезентация портала "Россия завтра"
 
Официальный сайт проекта

Опубликована новая книга С.А. Воронина "ГЛАВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: от Реформации до неолиберализма"

 

Исследование посвящено комплексному изучению феномену либерализма, его генезису и эволюции от Реформации до современного проекта глобализации. В монографии выявлена и показана тенденция духовной инверсии, возникшей в ХVI веке и определившей контуры англосаксонского аксиологического проекта до наших дней. В научной, не политизированной форме, автор доказывает эффективность либеральной модели исключительно в рамках западной цивилизации, акцентирует внимание на невозможность, ненужность и неприменимость либерального проекта для России, Азии, Африки и Латинской Америки, т.е. незападных  цивилизаций. Гуманизм и Просвещение рассматриваются как причина и следствие резкого поворота западного человека на путь индивидуализма и секуляризации, как этапы на пути «расколдовывания» и  рационализации мира. В рамках исследования генезиса и эволюции либерализма уделено внимание и таким стыдливым и неудобным, неполиткорректным для современного западного человека темам,  как расизм и расовые теории, которые также являются неотъемлемыми составными частями либеральной идеологии. В сознании наших современников резко разведены в противоположно полярные стороны Свет Гуманизма и Просвещения, их вклад в мировую культуру и науку, и тьма расизма, нацизма и апартеида. Расизм воспринимается как досадное недоразумение, некая перверсия на прогрессивной столбовой дороге либеральной западной цивилизации. Автор постарался аргументировано, опираясь на солидную источниковую базу, доказать, что и Просвещение, и расистские теория и практика являются неразрывными звеньями одной цепи, единого англосаксонского постреформационного мышления, нисколько не противоречащими, а скорее взаимодополняющими друг друга.

  На конкретных исторических примерах в исследовании показаны пагубные последствия внедрения либеральной политической, экономической и культурной составляющей в российскую действительность со времен Лжедмитрия  I до М.С.Горбачева и либеральных 90-х.

В современных условиях, когда на РФ в целом, и на российское образование, в частности, усиливается давление агрессивного либерализма, такие издания, как контридеологический ответ либеральным оппонентам, чрезвычайно важны и нужны и могут вызвать интерес не только у специалистов, но и широкого круга читателей, не безразличных к судьбе Отечества. 

Старт конкурса публицистов "Россия Завтра"

 

 Состоялось официальное открытие конкурса молодых публицистов "Россия Завтра". В пресс-конференции приняли участие наши эксперты: журналист Анатолий Вассерман и директор Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования Сергей Воронин.

 Видео-материал о конкурсе на YouTube.

Интернет-портал "Россия Завтра" по замыслу авторов проекта будет отражать наши представления о будущем России и возможный вариант развития событий. Категория будущего, являясь неотъемлемым элементом связи времен, входит в структуру исторического сознания. Без предсказуемого будущего, без уверенности в нем не может быть здорового российского общества. Повествование на портале "Россия Завтра" будет вестись из 2045 года.

По итогам конкурса будут отобраны 30 публицистов, которые станут первыми авторами информационными портала "Россия Завтра".
В конкурсе могут принять участие молодые люди от 18 до 35 лет, обладающие навыками написания статей в публицистическом стиле.

Вниманию потенциальных участников: конкурс продлится до 20 марта; официальный запуск интернет-портала Россия Завтра состоится 15 апреля.

 Подробности о проекте и прием заявок в теме официальной группы и на официальном сайте.

Ждем ваши заявки на участие и статьи!

 

События на кафедре всеобщей истории в 2014 г.

Мероприятия Центра исторической экспертизы и государственного прогнозирования

 

УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ СЪЕЗД МОЛОДЕЖНОГО ОТДЕЛЕНИЯ РИО

 

26 ноября 2014 г. в Российском Университете дружбы народов прошел Учредительный съезд Молодежного отделения Российского Исторического общества. Базой для Молодежного отделения стал созданный при РУДН Центр Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования.

В Президиум съезда вошли Ректор РУДН, Председатель ВАК В.М.Филиппов, Председатель Правления Российского Исторического общества, проректор МГУ, Председатель попечительского совета Центра С.М.Шахрай, Директор Центра Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования, заведующий кафедрой Всеобщей Истории РУДН С.А.Воронин, заведующий кафедрой Истории России В.М.Козьменко, член попечительского совета Центра, Председатель правления  ООО «Никохим» М.В.Баранов , заместитель директора Центра Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования Б.Г.Якеменко, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного областного университета, заместитель директора Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования В.Э.Багдасарян, заместитель директора Института Археологии РАН А.В.Энговатова.



Председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин направил приветствие участникам съезда молодых историков. В приветствии, в частности, говорится: «Ваш съезд объединил профессиональных историков с активной гражданской позицией. Среди его участников как молодые ученые, известные в России и за рубежом, так и люди, только начинающие свой путь в науке. В наше время, когда интерес общества к истории находится на стабильно высоком уровне, на историках лежит особая ответственность. важно не допустить подмены качественного научного знания суррогатом, а для этого ученым нужно активно заниматься популяризацией истории, использовать современные средства коммуникации. Эта нагрузка ложится в первую очередь на вас – молодых историков».



На съезд приехали делегаты из 56 регионов, представители нескольких московских ВУЗов, студенты РУДН - историки, социологи, международники, юристы. Был принят проект Устава Молодежного отделения РИО и утвержден Президиум. Делегаты из регионов получили необходимые материалы и были сориентированы на направления, в которых им предстоит работать. В ходе работы съезда прошла презентация концепции ученика «История России 2014-2045», созданной сотрудниками Центра.



Встреча почетных гостей съезда с ректором РУДН, Председателем ВАК В.М.Филипповым.

Для чего сегодня нужно Молодежное отделение РИО? Стоит напомнить, что сегодня, в условиях глобального сдвига привычных координат политической, культурной, социальной, религиозной жизни начинается деформация науки. Все меняется, меняется и среда обитания науки, наука все больше становится товаром и встраивается в систему потребительских отношений. Уходят в прошлое прежние научные сообщества, а соответственно, идет пересмотр и казавшихся ранее незыблемыми научных положений, что хорошо видно по резкому умножению паразитов. Различных паранаучных школ и квазинаучных направлений, всегда спекулятивно сопровождающих такого рода процессы.



Еще одна проблема научного сообщества, проблема не только российская – падение престижа интеллектуального труда в целом, отсутствие возможности влиять с помощью интеллекта на общество. Красота и яркость ума, способность нетривиально мыслить и высказывать парадоксальные суждения, раньше вызывавшие восхищение читательской или университетской аудитории, сегодня вызывают снисходительный вопрос «И что?» Можно обратить внимание, что серьезные российские и европейские интеллектуалы в наши дни не являются властителями дум, по ним сегодня никто не сверяет историческое время, по их книгам не живут, как жили по Канту, Гегелю, Ницше, Марксу и другим. Интеллектуалы и просто мыслящие, неравнодушные люди легко и обыденно на рубеже прошлого и позапрошлого столетий называли себя «марксистами», «гегельянцами» и «кантианцами». Однако сегодня, при всем уважении к первоисточникам, нет ни фукуямцев, ни маклюэнцев, ни тоффлеровцев, ни хантингтонцев.



В Президиуме съезда.

Как следствие, возникает состояние, согласно терминологии А.Юрганова, «постнауки», которая характеризуется применением принципов желтой журналистики и бульварных романов в научных исследованиях. Задачей такой «постнауки» становится развлечение неприхотливого скучающего потребителя, возникает явление, которое можно назвать «Sciencetaiment» по аналогии со все более утверждающимся в масс-медиа термином «Newstaiment» (развлекательные новости). То есть автор угодливо опускается следом за читателем, делаются многозначительные, поспешные выводы из сомнительных фактов и недостоверных источников, работы пронизывает стремление к вульгарной популяризации, нарочитому упрощению, они пишутся разговорным, беллетристическим стилем популярных детективов. Ускоряется процесс создания работ, в год иные авторы выстреливают по три-пять «монографий», постоянно напоминая о себе забывчивому читателю. «Постнаука», «Sciencetaiment» закономерно превращается в «поп-науку».


Выступление ректора РУДН, председателя ВАК В.М.Филиппова.

Как следствие, раскалывается и видоизменяется научное сообщество. Из него полностью исчезает такое любопытное и важное явление, как научное отшельничество. Являясь вполне нормальным и закономерным явлением в условиях тотальной закрытости минувшего государства от мира, сегодня, когда границ нет ни для людей, ни для мысли, оно воспринимается как странный атавизм. Значительная часть «старой школы» закономерно замыкается в себе и продолжает упорно писать для себя и своего узкого круга могучие труды тиражом 50-200 экземпляров, при всем уважении к авторам заставляющие вспомнить отзыв герцога Глаусестерского на публикацию «Заката и падения Римской империи» Эдварда Гиббона: «Еще одна чертова толстая квадратная книга! Всегда пишем, пишем, пишем, а, мистер Гиббон?» За эти книги никто не платит, их почти никто не покупает, читают их только свои, чтобы изругать, и поэтому эта когорта ученых превращается в закрытое полусектантское сообщество, населенное персонажами из романа «Маятник Фуко» У.Эко, которые именовались «ПИССами» – Писателями, Издающимися за Собственный Счет. В этих условиях сегодняшние научные ПИССы закономерно воспринимают любого молодого, активного и перспективного пришельца, как угрозу теплому личному кругу и врага личного, и без того безотрадного, благосостояния. И тем самым лишают свою кафедру или факультет последней надежды на то, что перемены могут произойти эволюционным путем изнутри, а не революционным извне.



Выступление директора Центра, заведующего кафедрой Всеобщей истории С.А.Воронина

Другая часть научного сообщества уходит в уже указанную выше популяризацию, упрощение, дегенерацию, научный постмодерн в самом худшем смысле этого омерзительного, типично большевистского термина, занимается отхожими промыслами, оставляя статус ученого ради солидности, для титула на визитке, как запасной аэродром. И это в лучшем случае. В худшем такие люди начинают быстро открывать бессмысленные и беспощадно новые «направления в науке», создают и возглавляют свифтовские академии, становятся вождями тревожно пытливых племен, использующих науку как прикрытие для самоутверждения, а нередко и для обогащения.

Почему это происходит? Г.Кнабе в качестве ответа на этот вопрос говорил об «исчерпанности самого феномена, носившего (и по инерции носящего) название академической среды». То есть рассасывается, разрежается среда обитания, уходит воздух, становится нечем дышать. «Избыточными становятся и сама среда, - пишет Г.Кнабе, - и основанные на ней традиционные формы научной жизни, такие как конференции, диссертационные диспуты, обсуждение докладов и рукописей и т.д… Если из окружающей атмосферы на эту среду распространяется представление о полной субъективности и иллюзорности истины, о принципиальной неадекватности высказываемого суждения внутреннему потенциалу того, кто высказывается, то обмен мнениями утрачивает стимул.


В Президиуме съезда.

Кроме того, есть еще одна проблема – крах модели «потребления знаний». Научное сообщество без перерыва продолжает производить все новые знания, умножает концепции, взгляды, углы и точки зрения (при том, что, например, в целом ряде областей истории «производство источников» явно не поспевает за их переработкой – приходится жевать уже пережеванное, перерабатывать уже использованное) по принципу «мы знаем все больше и больше о все меньшем и меньшем, так что в конце концов приобретем совершенное знание ни о чем». Однако сейчас наступило время, когда потребление знаний (в значительной степени не несущих в себе ничего практически полезного и применимого) в прежнем виде оживить не больше не удается, а ничего нового не придумано. Однако система производства знаний упорно продолжает работать, работать почти вхолостую (доказано, что более 80 процентов публикуемых сегодня научных статей не содержат ничего нового и эти проценты продолжают расти). Разобраться в этом потоке уже почти невозможно, и поэтому критерии «научной ценности» той или иной работы того или иного автора все больше формализуются по внешним признакам. Часто ли цитируют, ссылаются, грамотно ли оформлено, напечатано ли в ВАКовском издании или в обычном, сколько в год выходит публикаций в целом, сколько выступлений на конференциях и т.д.? Печатаются не обеспеченные реальной научной ценностью книги, создающие иллюзию науки, одна не до конца обеспеченная фактической базой теория стремится утвердиться на другой такой же хлипкой и химерической. И все это держится исключительно на рудиментарном кредите доверия общества к науке и ученым, суеверном уважении к «умным людям», которым «видней». То есть это жизнь по инерции, в долг, в общих надеждах на то, что из этого террикона породы все-таки выделится грамм драгоценной руды и им все и оплатится.
Однако никто не имеет «духа и смелости посмотреть черту в оба глаза» (Тургенев – Герцену 27.10.1862), ибо взамен нечего предложить. Нет понимания будущего науки и образования, нет, как сказал бы Станиславский, сверхзадачи, ради которой можно многим пожертвовать, нет готовности расстаться с уже нажитым, ибо тогда придется расстаться со смыслом жизни – воспроизведением науки и образовательных стандартов. То есть главной проблемой системы стала сама система и выйти из нее можно только выбравшись из-под развалин.

Казалось бы, мы сталкиваемся с тем, что принято называть «апорией» – затруднением, из которого не видно выхода. Однако это не так. Создание молодежного отделения призвано найти выходы из хотя бы некоторых проблемных ситуаций.

Прежде всего, нужно восстановить историческое достоинство России. Нужно искать и разрабатывать принципиально новые места для сегодняшнего человека в обществе будущего, делать все возможное, чтобы именно ярко и остро мыслящий человек стал основной фигурой и ценностью этого будущего. Мысль, интеллект, наука должны стать главной движущей силой формирующегося на наших глазах нового типа цивилизации. «На азиатское извержение чад Россия должна ответить извержением мысли», - писал больше 100 лет назад А.Белый, глядя на начинающуюся экспансию азиатского Востока. И это все более очевидно сегодня. Таджики и узбеки сегодня работают на россиян, а не наоборот, в том числе и потому, что значительная часть последних до сих пор знает и ценит «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», Пушкина, Лермонтова, Чехова, Тургенева. А первые полностью утратили ментальную, духовную, этническую связь с Хайямом и Рудаки, Низами и Саади, Навои и Махтумкули, Агахи и Хафизом, а вместе с этим утратили и национальное достоинство и самоуважение и гордость и способность защищаться и усиливать самих себя изнутри. Япония после того, как ее «открыли» в 1868 г. так быстро догнала Европу еще и потому, что стала срочно переводить не только учебники по металлургии и пушечному делу, а и Шекспира и Эпиктета. Поэтому нужен активный экспорт смыслов, научных и образовательных идей, слов, культурных символов, языка. Причем экспорт как за внешние границы, так и в границы социума, в самые разные социальные слои.

Нужно осваивать и расширять интеллектуальные, научные рынки, навязывать себя, отказаться от компрадорской формулы, выражающейся в том, что «от нас ничего не зависит». Молодые историки должны искать и находить новые формы передачи привычных смыслов, использовать самые современные технологии. Они должны бороться с научной безграмотностью, заниматься экспертной деятельностью, создавать общественные реестры памятников истории и культуры, выявлять и развенчивать антинаучные мифы о российской истории. Общение с делегатами из регионов показало их искреннюю заинтересованность и понимание того, что они верят в Молодежное отделение, как в возможность открыть для себя новые перспективы.

 

 

 

 

27 октября 2014 г.

 

На Факультете гуманитарных и социальных наук РУДН состоялась встреча с известным журналистом и публицистом Владимиром Соловьевым "Полный контакт: Россия в современном мире", организованная Центром исторической экспертизы и государственного прогнозирования РУДН (директор - С.А. Воронин, научный руководитель Б.Г. Якеменко).

Встречу открыл и представил гостя Ректор РУДН В.М. Филиппов, вручив Владимиру Соловьеву в подарок сомбреро со словами "Дело должно быть в шляпе!".

В течение 2 часов Владимир Соловьев вел живой и непринужденный разговор с аудиторией, продемонстрировав энциклопедические знания и великолепное природное чувство юмора. Глобальные проблемы современности, политическая система РФ, кризис на Украине, воссоединение Крыма с Россией, внешняя политика США, будущее России, Валдайский форум в Сочи, - вот лишь немногие из тех тем, которых коснулся Владимир Соловьев в ходе беседы со студентами и преподавателями РУДН.

Данная встреча была продолжением ряда мероприятий, проводимых в рамках магистерской программы "Всемирная история и массовые коммуникации", реализуемой кафедрой всеобщей истории, которые дают студентам РУДН возможность познакомиться с ведущими медийными лицами современности.  

 

  

                                              

 

 

Репортаж о данном событии можно посмотреть по ссылке.

 

 

30 августа 2014 г.

 

 

Встреча с Владимиром Путиным на Селигере. Презентация концепции учебника для средней школы История России 2014-2045,

 

подготовленного Центром Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования при РУДН.

 

 

 

Центр Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования.

 

Фото опубликовано: газета "КоммерсантЪ" 30.08.14 http://www.kommersant.ru/doc/2556667

        

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=LUgbTOdz7tU&feature=youtu.be

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«НЕТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ НЕ СТАЛИ БЫ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Больше двух часов Президент России общался с молодыми учеными, аспирантами, преподавателями ВУЗов – историками, социологами, философами, политологами, которых было более 1000 человек. На форуме была делегация историков из Российского Университета Дружбы Народов, которая проделала очень большую работу. Подготовила беспрецедентный проект - концепцию школьного учебника «История России 2014-2045 годы», то есть ближайших 30 лет. Среди авторов – два преподавателя (д.и.н. проф. заведующий кафедрой Всеобщей Истории РУДН С.А.Воронин, к.и.н. доцент кафедры истории России Якеменко Б.Г.), две студентки (Бхандари Арти, Сечина Юлия) и один аспирант (Садовников Павел). Концепция была подготовлена в недавно открытом при РУДН Центре Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования. 

Какова была задача концепции? Как пишет в предисловии к концепции С.А.Воронин: «Можно ли предвидеть будущее? Что это дает человеку и обществу? Категория будущего, являясь неотъемлемым элементом связи времен, входит в структуру исторического сознания. Без предсказуемого будущего, без уверенности в нем не может быть здорового российского общества. Попытка приоткрыть завесу над будущим имеет жизненно важное значение как для каждого человека, так и для всего общества. Важно понимать, что между прошлым, настоящим и будущим нет разрыва. Протяженность перспективы зависит непосредственно от всех нас. Если человек хочет получить образование, выстроить карьеру, купить жилье, хороший автомобиль и последовательно идет к поставленной цели, он ее рано или поздно достигает. Так и в достижении глобальных целей. Если бережно, скрупулезно и грамотно развивать заложенные в период с 2000 по 2014 гг. тенденции, обрисовать контуры национальной идеи, поставить перед Русским миром масштабные задачи, то предвидение будущего превращается в сугубо научную задачу без тени пророчеств и предсказаний… Научное прогнозирование связывает воедино все звенья исторического процесса, в чем уже содержится представление о логике исторического движения, а значит и потенциальная возможность сделать вывод о его вероятном отдаленном будущем».

Введение к концепции подчеркивает, что она создана в 2045 году (эта дата значится и на обложке) и в этом введении анализируются обстоятельства кризиса, к которому пришло человечество в наши дни. Крах либеральной модели накачивания возможностей роста потребления, упадок экономики, конфликты, потеря определенности в жизни, нравственный, психологический и идеологический кризис европейского общества. Сама концепция описывает несколько «блоков» проблем. Блок «внутренняя политика» описывает утверждение (начиная с 2016 г.) концепции «демократической справедливости» и «справедливого миропорядка»,выдвинутую главой государства. «Справедливость - это категория, которая выше всего всегда ставилась в России. Демократия есть согласие мнений, справедливость - согласие форм жизни. В рамках демократии представление о должном, о правильном и справедливом выучивается, в рамках справедливости - выбирается. Демократия регулирует только отношения между людьми и социальными группами. Справедливость гармонизирует отношения человека и мира во всех его проявлениях – таков был лейтмотив выступления главы государства… Выступление В.В.Путина стало, по сути, провозглашением «общества равных возможностей» и основанием новой государственной политики, которая противопоставляет глобализации семью, а во главу угла ставит коллективную и этническую принадлежность. Реализация данной программы на мировой арене, по мысли президента, должна происходить через БРИКС». Далее описываются ключевые проекты «в значительной степени определивших стратегию развития России до середины нынешнего столетия», выборы 2018 года, «второе открытие России» (2016 г.), программы по социализации пожилых людей, признание вторым европейским русского языка и т.д. 

В блоке «Внешняя политика» делается упор на то, что «основой внешней политики России во втором десятилетии XXI в. стало неподчинение глобализированному атлантизму, ключевой точкой которого стало возвращение Крыма в 2014 года». «Основным приоритетом России во внешней политике сталане конфронтация ни с Востоком, ни с Западом. Россия взяла курс на создание идеологических союзов с теми, кто не хочет жить в парадигме трансатлантизма». После 2015 года Россия предлагает «ввести новые принципы международного права и новый институт вместо ООН с экстерриториальным размещением его штаб-квартиры», создает «стратегический союз России и Германии», по новому создает политику в отношении Ближнего Востока и помогает США реализовать лозунг «Америка, вернись домой». «В 2017 г. завершилось создание энергетической ассоциации стран БРИКС и создан резервный банк топлива БРИКС, который призван обеспечить энергетическую безопасность участников альянса». Вместо СНГ возникает «экономический и военно-политический евразийский союз с ядром в России и штаб-квартирой в Москве», запускается процесс реэмиграции, начинаются «водяные войны», регулируется климат и принимается программа по ревайлдерингу. 

Блок «армия» описывает ситуацию в российской армии, «создание совместных баз со странами БРИКС, с 2022 г. БАРИИКС (Бразилия, Аргентина, Россия, Иран, Индия, Китай, ЮАР), на территории государств участниц» и т.д. В блоке «экономика» описывается БАМ-2, строительство моста в Крым и канала в Никарагуа, договор о Евразийском экономическом союзе, развитие Арктики и реализация проекта «Русская Антарктида», перестройка сельского хозяйства и «Российско-Китайский экономический проект «Великий Шелковый Путь», созданный в противовес создаваемой между США и Европой зоне свободной торговли». Можно видеть, как запускается процесс «суверенизации экономики», реиндустриализация, начинается переориентирование экономики на внутренний рынок и массовое экономическое переобучение людей. С 2020 года все развивается по плану «Иная экономика» (до 2045 г.) и т.д. 

В блоке «Образование и культура» описываются школы отличников и «школы культуры», концепция «строительства человека» и конец эпохи постмодерна, реформы образования и создание «первого института по проектированию деятельности и образа жизни», отказ в науке от «критического метода» и принятие концепции «Новой исторической науки». Можно видеть, как российские дома моды выводят национальные российские бренды на мировой рынок под лозунгом «Надеть русское – стать свободным» и как начинается работа по выработке языка для новой эпохи и новой страны, как в 2030 году возникает проект «Интернет – государства» с электронным законодательством. В блоке «спорт и здравоохранение» говорится о Кубке Конфедераций в 2017 г. и чемпионате Мира 2018 г., о том, как спорт приходит в каждую семью, о программе «психомедицина» до 2040 г., и киберпротезирования до 2045 г. о возникновении «виртуальных врачей» и центров тканевой медицины и регенеративной инженерии. 

Завершающий блок «религия» говорится о всеправославном соборе 2016 г. о Церкви, как «заказчике культуры, открывающем новые имена в живописи, архитектуре, скульптуре», об открытии «церковно-государственного «Института Человека»» и сети широкодоступных семинарий для всех желающих, об «общеправославной конференции «Конец секулярной эпохи»» и принятии «основ богословия современного мира», о создании в 2025 г. «Нового Миссионерского Института», который начал широкую миссию под лозунгом «всегда радуйтесь», обозначенную как «Второе Крещение Руси». Говорится также о том, как формируется концепция России, как новой «Земли Обетованной», «территории, где сбываются мечты, в которой отпечатался образ «Града Божьего»». В финале констатируется «конец Новейшей Истории». 

Эта концепция была представлена студентами и аспирантами РУДН (П.Садовников, А.Арутюнов, Бхандари А., Сечина Ю.) В.В.Путину. 

«П.САДОВНИКОВ: Владимир Владимирович, здравствуйте! Меня зовут Садовников Павел, я аспирант-историк Российского университета дружбы народов. Вам недавно представили концепцию единого учебника истории, но мы, молодые историки, вот авторы перед Вами, решили пойти дальше и создали учебник для школы «История России (2014–2045)». Если Вы позволите, наши авторы дадут Вам эту концепцию, чтобы Вы с ней ознакомились, можно?
В.ПУТИН: Конечно.
П.САДОВНИКОВ: Эта концепция была создана Центром Исторической экспертизы и государственного прогнозирования, который был открыт у нас недавно в РУДН. Почему мы пошли на такой рискованный шаг и даже немного дерзкий? Если мы не будем знать контуры будущего – мы не будем знать, к чему мы будем стремиться, каким вызовам и угрозам противостоять и что делать сейчас.
Владимир Владимирович, так получилось, у меня сегодня День рождения. Для меня будет самым большим подарком, если Вы лично ознакомитесь с этой концепцией и поддержите наш проект и наш Центр.
Спасибо Вам большое.
В.ПУТИН
Я, естественно, не читал, поэтому мне трудно сделать пока какие-то выводы. Портрет хороший, но это необязательно. Конечно, нужно посмотреть, что там внутри, по содержанию надо посмотреть, я не готов ответить. Введение, заключение – всё есть.
На самом деле, мне кажется, что мы с вами знаем: Карамзин, Соловьёв и так далее – это фундаментальные исследования. Но здесь всё очень коротенько и кратко, но такие вещи тоже нужны, я говорю сейчас без всякой иронии. Нужна такая квинтэссенция нашей тысячелетней истории. Разумеется, вопрос, насколько талантливо это сделано. Я не могу сделать выводы, просто подержав книжечку в руках…, но я исхожу из того, что вы люди молодые, талантливые, потому что неталантливые люди не стали бы этим заниматься, вы знаете, моё глубокое убеждение. История – один из самых любимых мною предметов, и мне кажется, что историей могут заниматься только увлечённые, полностью погружённые туда люди, во всяком случае сделать её своей профессией могут только вот такие фанатики в известном смысле. Я с удовольствием посмотрю… Я обязательно ознакомлюсь с вашей работой». http://news.kremlin.ru/news/46507 

В итоге Президент получил концепцию, а нам бы теперь хотелось получить мнение Президента. Как бы там ни было, осенью в РУДН на базе Центра Исторической Экспертизы и Государственного Прогнозирования пройдет официальная презентация концепции, на базе которой до лета 2015 года авторским коллективом будет создан полномасштабный учебник для средней школы «История России 2014-2045». 

Почему этот беспрецедентный проект удалось сделать? Ответ на данный вопрос во многом дал там же на Селигере В.В.Путин: «Основной критерий, который позволяет добиться успеха, он в чём заключается: у человека должно быть собственное внутреннее глубокое убеждение в правоте того, что он делает. Если это что-то, что в общественном сознании ещё не получило положительной оценки, задача заключается не в том, чтобы подстроиться под общее мнение, – задача заключается в том, чтобы его честно и открыто объяснить». http://news.kremlin.ru/news/46507
Вот поэтому и получилось.

Источник: личная страница Б.Г. Якеменко http://boris-yakemenko.livejournal.com/468632.html

 

23 апреля на факультете гуманитарных и социальных наук прошли защиты магистерских диссертаций по программам двойных магистратур с Университетами Испании по программам: «Мировая политика: концептуальные основы и межкультурное взаимодействие» (защитились – Кузеванов Иван, Шахина Анна) и «Культурное наследие: исследование м управление» (защитилась – Веселова Ирина). В работе ГЭК приняли участие с российской стороны - декан факультета, профессор Владимир Анатольевич Цвык, заместитель декана по международным связям Людмила Васильевна Пономаренко, заведующий кафедрой Всеобщей истории, профессор Воронин Сергей Анатольевич,   заведующий кафедрой теории и истории международных отношений, доцент Дегтерев Денис Андреевич, заведующая секцией испанского языка кафедры иностранных языков ФГСН Химич Галина Александровна, и другие. С испанской стороны работали атташе по культуре Посольства Испании Татьяна Дроздов Диес, профессор Университета Комплутенсе (Испания) Консепсьон Агнита Ольмедо и профессор Университета Балеарских Островов (Испания) Сабатер Ребасс Себастьян Мария.

Кафедра всеобщей истории сердечно поздравляет Ирину Веселову и ее научного руководителя профессора Евгения Александровича Ларина с успешной защитой!

 

 

 

22 апреля на факультете гуманитарных и социальных наук в соответствии с соглашениями о сотрудничестве с публичными лекциями выступили: профессор Университета Комплутенсе (Испания) Консепсьон Агнита Ольмедо и профессор Университета Балеарских Островов (Испания) Сабатер Ребасс Себастьян Мария.

    

 

 

События на кафедре всеобщей истории в 2013 г.

 

6 декабря состоялась встреча заведующего кафедры всеобщей истории С.А. Воронина с директором Центра государственного управления Университета Карлтона (Канада) доктором философии Петром Дуткевичем, в ходе которой обсуждались перспективы открытия совместной магистерской программы.

 

25 сентября 2013 года кафедрой была организована встреча студентов РУДН, специализирующихся по истории, политологии, теории и истории международных отношений и журналистике с известным российским тележурналистом Аркадием Мамонтовым. Встреча прошла в рамках серии "мастер-классов", организованных для студентов, обучающихся по программе магистратуры "Всемирная история и массовые коммуникации".

   

 

Репортаж о данном событии можно посмотреть на Youtube.

 

Поздравляем студентов кафедры Артема Арутюнова и Павла Садовникова , обучающихся на открытой в этом учебном году магистерской программе «Всемирная история и массовые коммуникации», с победой в конкурсном отборе на получение стипендии Владимира Потанина.

 

 

 

В феврале-марте 2013 г. студенты, обучающиеся на магистерской программе "Всемирная история и массовые коммуникации", успешно прошли практику на телеканале Russia Today.

 

События на кафедре всеобщей истории в 2012 г.

Молодежный форум "Селигер-2012"

Встреча с О.А. Дмитриевым

Встреча с С.И. Веревкиным

Встреча с О.Е. Зиньковским

Встреча с М.В. Леонтьевым

 

Уважаемые посетители сайта кафедры всеобщей истории! Представляем вашему вниманию статью заведующего кафедрой С.А. Воронина о проблемах российского образования. Сопровождает статью фоторепортаж о поездке студентов и преподавателей РУДН на молодежный форум "Селигер-2012", где эти и многие другие вопросы обсуждались с президентом РФ В.В.Путиным.

(Слева направо): магистр кафедры всеобщей истории: Арутюнов А,. магистр кафедры  истории России Толстова Т,. зав. каф. всебщ. истории  Воронин С.А., президент РФ Путин В.В., руководитель Росмолодежи Белоконев С.Ю., магистры кафедры всеобщей истории Садовников П.

 

Изучение истории, формирование представлений о своём месте в быстро меняющемся глобальном мире, адекватная реакция на вызовы современности становятся сегодня не только частным делом каждого. Знание своего прошлого, анализ настоящего и прогнозирование будущего – являются неотъемлемыми атрибутами современной личности.

Однако не секрет, что в число приоритетных направлений развития современной российской науки не вошло ни одного гуманитарного. Избранные приоритеты вполне объяснимы – безусловно, модернизация страны невозможна без развития энергосберегающих, ядерных, космических, медицинских и информационных технологий. При этом хотелось бы обратить внимание на один исключительно важный факт, который иногда ускользает от внимания в наш век господства технократического мышления (не только в России, но и за рубежом): представители естественных и технических наук определяют, пойдет наша страна в будущее пешком, поедет на машине или полетит на современной ракете. Однако очевидно, что эти науки не в состоянии ответить на вопросы о том, в каком направлении мы будет двигаться, а главное с какой целью. Ответы на них могут дать лишь гуманитарные науки – именно ее представители способны сформулировать образ настоящего и будущего и тем самым направлять общественное развитие. Также нельзя забывать, что развитие ряда «технических» направлений науки (в т.ч. и представленных в наших научных приоритетах) невозможно, без серьезной гуманитарной составляющей. Так, например, понятно, что полноценная работа генетиков невозможна без союза с археологами, антропологами и этнологами. Очевидно, что рассмотрение любого явления в его развитии и динамике – т.е. с позиций историзма – представляет основу изучения многих явлений, подчас весьма удаленных от исторической науки. Кроме того, в современном постоянно меняющемся мире протекают процессы, анализ и прогнозирование которых доступны лишь представителям гуманитарных наук – экономистам, политологам, историкам. Необходима государственная историческая политика.

     Но  к  великому сожалению, мы становимся свидетелями впадения общества с беспамятство. Патриотизм, осознание сопричастности к истории своей Родины, уважение и почитание Великого подвига советского народа в годы Великой отечественной войны все больше становятся у подрастающего поколения фигурами речи, из которых выхолощено реальное содержание. В этой связи необходима масштабная пропаганда исторических знаний. Необходимо сформировать государственный заказ на историков — специалистов, прежде всего, в области применения исторического знания в СМИ, массовых коммуникациях (Интернет и т.д.), авторов научно-популярной литературы, организаторов акций по развитию исторической памяти и т.д. Идеологов и специалистов по контридеологической борьбе. Причем идеологов — не носителей конкретной идеологии, а идеологов-политтехнологов, которые знают, как смоделировать историю государства, историю нации, историю того или иного значимого события, и  в силу этих знаний могут грамотно противостоять фальсификациям истории. Именно в связи с такой потребностью на кафедре всеобщей истории РУДН  1 сентября 2012 года  была открыта новая магистратура «Всемирная история и массовые коммуникации».

Не следует забывать, что любые технологии это, прежде всего, люди, личности их создающие. Технократы отвечают на вопрос «как» с помощью чего осуществлять движение, гуманитарии выясняют в каком направлении, во имя чего идти вперед и какова конечная цель пути. В центре модернизации стоит человек. Человеческий, гуманитарный фактор определяет, в конечном счёте, характер и темпы модернизационных процессов. А, следовательно, без обновления гуманитарного знания, без отказа от стереотипных взглядов и представлений, сформировавшихся в социальных и гуманитарных науках, без формирования толерантной личности, входящей в мультикультурный, глобальный мир, трудно представить успех модернизационных процессов. В основе всех общественно-экономических изменений лежит личность с её мировоззренческими представлениями и культурно-ценностными доминантами.

      Качественное современное образование, в какой бы предметной области оно ни лежало, невозможно без критического гуманитарного начала. Любое знание, в том числе и не гуманитарное является знанием человеческим, значит, каждый ученый, преподаватель, школьный учитель в какой бы области он не работал, несёт ответственность перед гуманитарными науками – критическую, нравственную, политическую за продуцирование, распространение, трансформацию и применение знаний. Если говорить о школе как институте и ее социальной роли, то и в этом аспекте, безусловно, именно гуманитарная составляющая способна обеспечить воспроизводство и развитие ценностной сферы в обществе, в государстве, в конечном счёте, в мире. Эта ценностная сфера необходима для формирования критически  мыслящих политических и социальных субъектов, настоящих граждан не просто автоматически лояльных своей стране или обществу, но активно и критически участвующих в преобразовании социума, реально болеющих за его будущее. Воспитание таких личностей – может быть, даже более важная задача для средней общеобразовательной школы, чем наделение учеников фактическими знаниями. Выпускник современной школы или ВУЗа должен обладать памятью и уважением к прошлому своей страны и своего народа. Куда бы ни забросила его жизнь, в какой бы сфере он ни трудился, он должен всегда помнить о главном – о России.

 Обо всех этих жизненно важных для исторического образования и науки  проблемах заведующему кафедрой всеобщей истории, доктору исторических наук, профессору С.А. Воронину посчастливилось побеседовать с Президентом РФ В.В.Путиным в рамках молодежного форума «Селигер-2012», который поддержал высказанные инициативы, отметив их значимость и актуальность, особенно в Год Российской Истории.

 

Заведующий кафедрой всеобщей истории РУДН  Воронин С.А. беседует с Президентом РФ Путиным В.В. 

 

 (Слева направо): магистр кафедры всеобщей истории: Арутюнов А,. магистр кафедры  истории России Толстова Т,. зав. каф. всебщ. истории  Воронин С.А., президент РФ Путин В.В., магистр кафедры всеобщей истории Садовников П., доцент кафедры истории России, член Общественной палаты при президенте РФ Якеменко Б.Г.

 

1.10.2012 состоялась встреча магистров, обучающихся по специальности "Всемирная история и массовые коммуникации" с известным российским журналистом, политологом, исполнительным продюссером телеканала Russia Today Дмитриевым Олегом Аркадьевичем 

 

 

 

 

12.10.2012 в рамках Дня науки на факультете гуманитарных и социальных наук (секция истории) состоялась презентация книги российского журналиста, заместителя директора международного центра "Право мира" Сергея Ивановича Веревкина 

Аромат мученика. Исламская Республика Иран: неизвестная, удивительная, откровенная

  

 

15.10.2012 состоялась встреча с журналистом-политологом, главным редактором "Фанкхаусрадио Берлин" Олегом Евгеньевичем Зиньковским,

тема выступления - "Образ России в современной Германии"

    

 

3.12.2012 состоялась встреча с главным редактором журнала "Однако", ведущим телепрограммы "Однако", экономистом, социологом

Михаилом Владимировичем Леонтьевым, тема выступления - "Россия в глобальном мире"

    

 

Также репортаж о выступлении М.В. Леонтьева можно посмотреть на YouTube: www.youtube.com/watch


Ред. кабинета | На портал | На форум | На первую |