Учебный портал Web-local web-local

Дисциплина " Методологические проблемы психологии "

О дисциплине

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель учебной дисциплины «Методологические проблемы психологии» заключается в том, чтобы сформировать у магистров обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на развитие профессионального психологического мышления.

Содержание настоящей программы обобщает методологические основы, задачи и методы, интегрирует знания, содержащиеся в основных отраслях современной психологии.

Основными задачами дисциплины являются:

-        раскрытие узловых методологических проблем психологии;

-        овладение понятийно-категориальным аппаратом психологической науки;

-        изложение философско-методологического содержания основных категорий современной психологии;

-        формирование у магистров потребности в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

-        раскрытие принципиального единства философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога;

-        развитие творческого отношения к изучаемой дисциплине и положительной мотивации к профессиональной деятельности психолога.

2. Краткое содержание дисциплины

Подходы ученых к ее определению. Функции методологии: когнитивная, онтологическая, действенно-регулятивная, рефлексивная, коммуникативная, эвристическая, аксиологическая.

Методология, её основное определение. Базовые категории психологии. Метод исследования: определение, структура. Способ познания, средство познания, парадигма, психологический факт.

Философско-мировоззренческий уровень методологии. Общенаучный уровень методологии.  Конкретно-научный уровень методологии.

Процедуры и техники исследования. Методология науки в философии Античности и средних веков. Методология науки в философии Нового времени.

Возникновение методологических подходов в XVIII-XIX вв.  Возникновение и развитие неопозитивизма. Постпозитивизм – новый этап в развитии методологии науки.

Проблемы методологии в советской и российской науке. Рефлективность современного научного познания.

Теории эволюционного формирования и развития психики. Психофизиологические теории. Альтернативные общепсихологические теории объяснения психических явлений культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к объяснению психических явлений. Подходы ученых к определению понятия «критерии научного знания; Дифференциация житейских и научных знаний с точки зрения критериальных  признаков. Обоснование и формулировка проблемы исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Определение цели изучения. Логический анализ основных понятий исследования. Выдвижение рабочих гипотез.  Определение задач исследования. Составление стратегического плана исследования. Основные процедура сбора и обработки данных.

Понятие категории «прогресс» в науке. Критерии оценки прогресса в психологии. О некоторых подходах ученых к прогрессу в современной психологии. Взгляды ученых на прогресс психологии с точки зрения истории её развития.

 


  

 

Все права защищены. © 2002 - 2018 г. ОВТ ДИТ