Учебный портал Web-local web-local

Дисциплина " Современный медиатекст "


Учебные материалы по дисциплине от ведущих преподавателей::

Главная страница дисциплины

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра массовых коммуникаций

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

« Современнный медиатекст»

 

Рекомендуется для направления подготовки специальности

 

031300 «Журналистика»

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр журналистики

 

 

 

                                                            

 

 

1. Цели и задачи дисциплины: Цель - выработать представление о медиатексте как объекте многоаспектного характера, требующего осмысления в коммуникативном и лингвистическом аспекте; представить теорию текста в целом как научную основу оптимального анализа и организации медиатекста. Задачи: - охарактеризовать специфику СМИ как сферы функционирования медиатекста; - охарактеризовать сущность текста и медиатекста как его типа в сфере функционирования «массовая коммуникация», осветить современные аспекты его изучения; - ознакомить с основными понятиями теории текста; - охарактеризовать основные единицы, категории медиатекста и механизмы его построения в сравнении с текстом других сфер; - рассмотреть вопрос об информативности и информационной насыщенности медиатекста; - указать связь информации и функционально-смысловых типов речи; - охарактеризовать жанры медиатекста.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП: М.2 Профессиональный цикл Базовая (профессиональная) часть.

 

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

культура мышления .способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4); способность использовать на практике навыки и умения в организации профессионально-творческих и научно-исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-7); способность к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, в своей профессиональной деятельности в целом и ракурсно в тех областях, которые связаны с областью углубленных научных исследований или со сферой профессионально-функциональной профилактики (ОК-11); способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-11); свободно владеть нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности (ОК-18); способность и готовность проводить научные исследования и адекватно оценивать их результаты (ОК-21); способность оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-24); владение информацией о научных исследованиях в данной сфере, отечественном и зарубежном профессиональном опыте, владение методами ее получения, анализа и накопления (ПК-4); умение выполнять, основываясь на полученных теоретических знаниях и практиках СМИ, на высоком профессиональном уровне различные виды редакционной работы, связанные с решением задач повышенной сложности, и должностные обязанности в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-5); способность к анализу и оценке эффективности своей работы, ее сильных и слабых сторон (развитая профессиональная рефлексия), к профессиональному совершенствованию на основе отечественного и зарубежного опыта (ПК-6); углубленные зания в избранной предметной области исследований: история, теория и практика отечественных и зарубежных СМИ, отдельных ее видов и типов, медиасоциология, медиапсихология, медиаэкономика, правовые, этические нормы, организация редакционной деятельности, методы журналистского творчества, контент, язык и стиль СМИ, организация редакционной деятельности и т.п. (ПК-9); основательное знание видов и типов научных медиаисследований, принципов разработки их методологии, методики и правил организации исследования, методов анализа и интерпретации полученных данных (ПК-10); способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской деятельности (ПК-12); способность к критическому, аналитическому мышлению, к инновационной деятельности; умение самостоятельно ставить актуальные и перспективные задачи научных исследований в области журналистики и решать их с помощью современных методологий, методик и информационных технологий (ПК-13); владение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы: умение анализировать литературу по теме, разработать концептуально-методологические основы, выделить и обосновать проблему, определить объект и предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать адекватные методы исследования (ПК-14); умение провести необходимое теоретическое и эмпирическое исследование, проанализировать его результаты, сделать значимые выводы теоретического и профессионально-практического характера (ПК-15).

 

(указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

Знать: специфику современного медиатекста, его жанровые разновидности.

 

Уметь: применять знания о специфике и жанровой разновидности медиатекстов в профессиональной деятельности.

 

Владеть: специальной терминологией.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры

 

 

Аудиторные занятия (всего) 36 2

 

В том числе: - - - - -

 

Лекции

 

Практические занятия (ПЗ)

 

Семинары (С) 36

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

Самостоятельная работа (всего) 36

 

В том числе: - - - - -

 

Курсовой проект (работа)

 

Расчетно-графические работы

 

Реферат

 

Другие виды самостоятельной работы 36

 

 

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 4

 

Общая трудоемкость час

 

зач. ед. 36

 

 2

 

 

 

 

5. Содержание дисциплины

 

5.1. Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

 

1. СМИ как сфера функционирования медиатекста. Медиатекст как особый тип текста. СМИ как сфера функционирования медиатекста. Роль СМИ в формировании картины мира современного человека. Средства СМИ. Жанры, в которых используется медиатекст.

 

 

 

 

2. Объект теории текста.

 

Текст как законченное информационное и структурное целое.

 

Прагматика текста (медиатекста)

 

 Текст как продукт речемыслительной деятельности, как коммуникативная единица высшего уровня, законченное информационное и структурное целое. Многоаспектность изучения текста. Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте. Блок информации (видео- и аудиоряд в СМИ). Прагматика текста. Особенности прагматики медиатекста. Восприятие текста. Восприятие медиатекста.

 

3. Цельность и связность как главные качества текста. Единицы текста. Единицы медиатекста.

 

 Текст как речевое произведение, обладающее качествами целостности и связности. Соответствие структуры текста теме, выражаемой информации, условиям общения, задачам и избранному стилю изложения. Единицы текста. Компоненты высказывания — тема и рема (данное и новое). Лингвистические механизмы образования текста. Тема-рематические последовательности и их разновидности. Абзац и сложное синтаксическое целое. Виды классического абзаца и его функции. Структурная связность текста, средства структурной связи. Скачки в последовательностях и их роль в передаче новой информации. Нарушение связанности как эстетический прием. Семантическая цельность текста. Ключевые слова и виды повторной номинации.

 

4. Типы текстов. Виды информации и функционально-смысловые типы речи (изложения)

 

 Понятие о типе текста. Различные классификациии типов текстов. Информационные характеристики текста.

 

Виды информации и функционально-смысловые типы изложения: (описание, повествование, рассуждение, определение и объявление).

 

5. Типы текста. Жанровые разновидности медиатекстов.

 

 Тексты официальные, специальные, научно-популярные, публицистиче¬ские, художественные; справочные, инструктивные. Разновидности текстов по их стилевой ориентации. Особенности новостных, аналитических, рекламных и других медиатекстов в зависимости от средства распространения (информационного канала).

 

Типы СМИ в системе их жанров и стилей/подстилей.

 

6. Сверхтекст и его типы. Медиатекст как сверхтекст.

 

 Понятие о сверхтексте в научной литературе. «Текст в тексте» (интертекстуальность). Типы сверхтекста: жесткий и нежесткий по структуре; битекст. Сверхтекст газеты и журнального издания. Сверхтекст радио- и телевизионной передачи.

 

7. Архетипическая детерминация медийного текста.

 

 Понятие архетипической детерминации. Специфика кодирования архетипа в тексте. Его признаки.Диалог архетипов в медиатекесте.

 

8.

 

Психологическая типология медиатекстов. Информационно-фактографические, оценочные, рационально-убеждающие, эмоционально-побуждающие, монологичные, полилогичные, гедонистические тексты. Медиавирусы.

 

 

 

 

 

9.

 

Медиатекст как коммуникация Диалогическая природа информационного общения (М.Бахтин). Концепция адресата в публицистике. Установка на восприятие. Психологические аспекты процесса кодирования действительности в тексте. Прямой и обрамляющий тексты. Автор и образ автора в публицистическом материале. Тональность информационного сообщения.

 

 

10. Стилевые характеристики медиатекста

 

 Стиль — свойство плана выражения и средство плана содержания, реали¬зации мотива появления идеи. Индивидуальный идиостиль как воплощение авторской идеи. Соотношение понятий образа автора и образа стиля.

 

Способы проявления в стиле текста языковой личности автора.

 

(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)

 

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

 

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

1. Проблемы современности и повестка дня СМИ + + + + + +

 

2. Межкультурные коммуникации + + + +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

 

Календарный план

 

Неделя Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.

 

зан. Лаб.

 

зан. Семин СРС Все-го

 

час.

 

1. СМИ как сфера функционирования медиатекста. Роль СМИ в формировании картины мира современного человека. 2 2 4

 

2. Объект теории текста.

 

Текст как законченное информационное и структурное целое.

 

. 2 2 4

 

3. Текст как продукт речемыслительной деятельности, как коммуникативная единица высшего уровня. Многоаспектность изучения текста 2 2 4

 

4. Цельность и связность как главные качества текста. Единицы текста. Единицы медиатекста.) 2 2 4

 

5. Вербальные и невербальные средства выражения значения в тексте. Блок информации (видео- и аудиоряд в СМИ). 2 2 4

 

6. Прагматика текста. Особенности прагматики медиатекста. Восприятие текста. Восприятие медиатекста. 2 2 4

 

7. Текст как речевое произведение, обладающее качествами целостности и связности. Соответствие структуры текста теме, выражаемой информации, условиям общения, задачам и избранному стилю изложения. 2 2 4

 

8. Структурная связность текста, средства структурной связи. Скачки в последовательностях и их роль в передаче новой информации. Нарушение связанности как эстетический прием. Семантическая цельность текста. Ключевые слова и виды повторной номинации. 2 2 4

 

9. Понятие о типе текста. Различные классификациии типов текстов. 2 2 4

 

10. Промежуточная аттестация. Анализ текстов. 2 2 4

 

11. . Информационные характеристики текста. Виды информации и функционально-смысловые типы изложения:(описание, повествование, рассуждение, определение и объявление 2 2 4

 

12. Особенности новостных, аналитических, рекламных и других медиатекстов в зависимости от средства распространения (информационного канала). 2 2 4

 

13 Типы СМИ в системе их жанров и стилей/подстилей. 2 2 4

 

14. Медиатекст как сверхтекст. 2 2 4

 

15. Интертекстуальность.Типы сверхтекста: жесткий и нежесткий по структуре; битекст. 2 2 4

 

16. Сверхтекст газеты и журнального издания. 2 2 4

 

17. Сверхтекст радио- и телевизионной передачи. 2 2 4

 

18. Итоговая аттестация. Анализ текстов. 4

 

 Итого: 72

 

6. Лабораторный практикум Не предусмотрен

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ Трудо-емкость

 

(час.)

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

7. Практические занятия (семинары) ОТОБРАЖЕНЫ ВЫШЕ

 

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость

 

(час.)

 

1.

 

2.

 

 

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

 

Медиатекст в системе категорий и свойств.

 

СМИ как среда функционирования медиатекста.

 

Диалогичность медийного текста.

 

Информационно-структурные и тональные (стилевые и стилистические) характеристики медийного текста.

 

Медиаобраз действительности как авторская позиция журналиста.

 

Ценность как латентный смысл журналистского текста.

 

Медийный текст как специфическая знаковая система.

 

Автор и аудитория: диалог архетипов.

 

Прагматический и гедонистический типы текстов.

 

 

 

 

 

 

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература:

 

1. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004.

 

2. Солганик Г.Я. Текст как объект комплексного анализа в вузе. – М., 1984.

 

3. Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. – М.: Изд-во ЛКИ, 2009.

 

б) дополнительная литература

 

1. П.Винтерхофф-Шпурк. Медиапсихология.- Харьков, Гуманитарный центр, 2007.

 

2. Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое направление. - М.: ВШ, 2005.

 

3. Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. – М.: МАКС Пресс, 2009.

 

4. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие.- М.: КДУ, 2009.

 

5. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

 

6. Николаева Т.М. От звука к тексту. - М., 2000.

 

7.Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества.-М.: КДУ,2006.

 

8.Дуглас Рашкофф. Медиавирус.-2003

 

8. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) программное обеспечение___________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: gramota.ru

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 

__________не требуется___________________________________________________________________

 

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

 

Каждый материал должен быть написан в заданном жанре. Текст должен быть написан грамотно, отвечать нормам русского литературного языка. Содержание текстов должно отличаться актуальностью, социальной направленностью, отражать волнующие современное общество проблемы. Основные требования к подготовленному тексту: своевременность, доступность, этичность, полнота, представительность, достоверность, новизна. Подготовленные тексты обсуждаются по данным критериям на практических занятиях. За материалы студенты получают баллы.

 

Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение применять полученные знания на практике. Объемы внутрисеместровой и итоговой аттестаций составляют по 2 академических часа на каждую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Учебник, учебное пособие, конспект лекций:

 

1.И.В.Анненкова. Медиадискурс ХХ1 века. Лингвофилософский аспект языка СМИ.

 

М.:МГУ, 20011. – 392 с.

 

ГЛОССАРИЙ.

 

Анализ медиатекстов – процесс оценки медиатекстов с различных точек зрения (художественных, жанровых, политических, моральных и т.д.).

 

Аудиовизуальная грамотность – система умений анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звукозрительных сигналов. Формирование аудиовизуальной грамотности является основой системы построения медиаобразования.

 

Аудиовизуальное мышление – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных сообщениях частей экранного текста.

 

Аудиовизуальное образование – целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями аудитории в области экранных искусств. Его содержательные компоненты предлагают использование нескольких видов деятельности учащихся: восприятие произведения культуры; художественно-творческая деятельность в области экранных искусств; интерпретация результатов их восприятия, приобретение знаний, развивающих вышеперечисленные виды деятельности.

 

Задачи медиаобразования – обучить грамотно «читать» медиатекст; развивать способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на разных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.

 

Интерпретация медиатекста – вербальная или графическая/коллажная (невербальная) трактовка аудиовизуального медиатекста аудиторией.

 

Критика (criticism) – «1) Обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки. 2) Отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки. 3) Разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и иных художественных произведений» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 307.).

 

Критическая автономия – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекстов.

 

Критическое мышление – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста.

 

Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.

 

Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» и «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровня развития личности человека, способного воспринимать, оценивать, анализировать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

 

Медиатекст – конкретный результат медиапродукции – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Критерии оценки медиатекста – навыки смыслообразования в результате эмоционально-смыслового соотнесения перцептивных единиц, ощущение между ними ассоциативных и семантических связей.

 

Медиаязык – комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных медиатекстов.

 

Медийная грамотность (media literacy) –

 

1). Помогает учащимся/студентам общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни. Медиаграмотный учащийся/студент должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной кульуре и сопротивляться манипуляциям.

 

2). «Способность осваивать, интерпретировать/анализировать и создавать медиатексты» (Worsnop. – 1999. – р.х.).

 

3). «Способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» (Kubey. – 1997. – р. 2.).

 

4). «Процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых в медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» (International Encyclopedia of the Social @ Behavioral Scinces. – 2001. – р. 9494.).

 

5). «Движение, ... призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать и создавать печатные и электронные медиатексты» (Aufderheide, Firestone. – 1993. – p. 1).

 

Медийное образование (media education) – 1). Направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию реальной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» (Российская педагогическая энциклопедия. – 1993. – С. 555.).

 

 

 

 

2). «Обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической, автономной области знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» (UNESCO. – 1994. – p.8.).

 

3). «Центральная и объединяющая концепция медиаобразования – репрезентация (representation). Медиа не отражают реальность, а репрезентируют (представляют) ее. Главная цель медиаобразования – «денатурализация» медиа. Медиаобразование в первую очередь – исследовательский процесс, продолжающийся всю жизнь. Имеет целью не просто критическое понимание (critical understanding), но и критическую автономию (critical autonomy) (Masterman. –

 

4). Критическое мышление (critical thinking), существенным элементом развития которого является создание учащимися собственной медиапродукции. Медиаобразование необходимо для активного участия как в демократическом процессе (democracy), так и в процессе глобализации (globalization) и должно основываться на изучении всех видов медиа (Feilitzen. – 1999. – рр. 24–26).

 

5). Изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Одновременно связано с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (International Encyclopedia of the Social @ Behavioral Scinces. – 2001. – р. 9494.).

 

6). Этот процесс связан со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; дает людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать, и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности распространяемых медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Направление является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии (UNESCO. – 1999. – pp. 273–274.).

 

 

 

 

Медийная критика (media criticism) – «Особая область журналистики, которая призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ. Она является одновременно и своеобразным способом рефлексии, самопознания современной печатной и электронной прессы, и общественным зеркалом, которое призвано отражать «блеск и нищету» средств массовой информации, оказавшихся в рыночной среде» (Короченский А.П. – 2002. – С. 5.).

 

Методы медиаобразования – способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.). Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся.

 

Мораль (moral) – «Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 365.).

 

Нравственность (moral) – «Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 423.).

 

Оценка (estimation) – «Мнение о ценности, уровне или значении чего-нибудь» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 486.).

 

Поведение (behavior) – «Образ жизни и действий» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 529.).

 

Предмет медиаобразования – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.

 

Репрезентация медиа – процесс отражения (репрезентации) жизни человеческого социума (людей, событий, идей и т.д.) в медиатексте.

 

Саморегулирование журналистики (self-regulation into journalism) – «Процесс упорядочения и нормирования журналистской деятельности корпоративными способами и средствами. Саморегулирование журналистики происходит в форме принятия ассоциациями и объединениями журналистов норм, правил, прецедентов «профессионально правильного» поведения, соединяемых в документах (кодексах, хартиях, положениях, меморандумах и т.п.), и создания контрольных, экспертных, квалифицирующих нормы структур» (Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь / Б.Н. Лозовский. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 116 с. http://virlib.eunnet.net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id =a184). (электронный ресурс).

 

Смысловые части (единицы) медиатекста – события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст.

 

Цензура (censorship) – Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. 2). Предварительный просмотр медийных текстов до их публикации» (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 873.).

 

Экранный образ – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования.

 

Этика (ethics) – «Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе) (Ожегов, Шведова. – 1999. – С. 913).

 

Методические указания для преподавателя, студента, слушателя

 

 Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Формат семинара – выполнение творческих заданий, их обсуждение. В течение семестра проводится два письменных тестирования на основе пройденного материала и по дополнительной литературе: промежуточное и итоговое. Оценка за промежуточную и итоговую аттестации складывается на основе суммы баллов за тестирование и выполненные творческие задания.

 

 От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре.

 

 Каждый материал должен быть написан в заданном жанре. Текст должен быть написан грамотно, отвечать нормам русского литературного языка. Содержание текстов должно отличаться актуальностью, социальной направленностью, отражать волнующие современное общество проблемы. Основные требования к подготовленному тексту: своевременность, доступность, этичность, полнота, представительность, достоверность, новизна. Подготовленные тексты обсуждаются по данным критериям на практических занятиях. За материалы студенты получают баллы. Не вовремя выполненная работа не засчитывается.

 

 Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение применять полученные знания на практике. Объемы внутрисеместровой и итоговой аттестаций составляют по 2 академических часа на каждую.

 

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)

 

 Темы творческих работ предлагаются студентам на семинарских занятиях. Творческие работы предоставляются в виде сценария в программе Word. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль – 14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса.

 

 Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании.

 

Академическая этика

 

 Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены.

 

 

Балльная структура оценки:

 

 

Формы контроля:

Посещение занятий

8

 

          Домашнее задание (3)          

30

 

Аналитические работы      

20

 

Организация дискуссии     

12

 

Итоговое испытание          

30

 

Итого

100 баллов

 

 

Домашние задания:

 

 

Эссе – объем до 3000 знаков.

 

 Анализ  медийного текста ( объем 3-5 страниц).

 

 

 Сравнительный анализ  медийных текстов в ретроспективе (4-6-страниц).

 

 

Сравнительный анализ  специфики текста различных видов СМИ – ( -5 страниц).

 

Итоговое испытание (тест или эссе).

 

 

Шкала оценки

 

 

           

Оценка

 

           

Неудовлетвор.         

Удовлетвор. 

Хорошо         

Отлично

 

           

Оценка ECTS

 

Макс. сумма баллов:     100

 

F(2):                              0-30

FX(2+):                        31-50

 

E(3):                             51-60

 

D(3+) :                           61-68          

 

C(4):                               69-85          

 

B(5):                               86-94          

 

A(5+):                           95-100

 

                                     

 

 

Пояснение оценок

 

 

 

A – выдающийся ответ

 

B-  очень хороший ответ

 

С – хороший ответ

 

D – Достаточно удовлетворительный ответ

 

E - Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

 

FX - Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

 

F - Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления

 

 

Дисциплина включает в себя промежуточную и итоговую аттестацию.

 

 

 

Все права защищены. © 2002 - 2019 г. ОВТ ДИТ