Учебный портал Web-local web-local

Дисциплина " Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы "


Учебные материалы по дисциплине от ведущих преподавателей::

Курс лекций

Лекция 1.

Отрасли психологии.

Психология в современном мире. Роль и значение психологического знания в решении задач социо-культурной модернизации общества. Критерии выделения отраслей психологии.

Исторические условия развития отраслей психологии. Факторы, определяющие выделение возрастной, педагогической, социальной, организационной, медицинской психологии; психологии труда и инженерной психологии; экстремальной психологии, психологии безопасности, психологии чрезвычайных ситуаций, спортивной, юридической, экономической психологии, психологии семьи и психологии образования, этнопсихологии.

Лекция 2.

Отрасли психологии.

Общая характеристика развития отраслей психологии. Особенности развития отраслей психологии в современном обществе. Перспективы развития отраслей психологии. Межотраслевые связи. Междисциплинарность как принцип организации исследовательской, прикладной и практической деятельности в психологии.

Лекция 3.

Психологические практики и их роль в развитии науки и общества.

Роль психологической практики в развитии науки и общества. Психотехника, психотерапия и психоанализ как различные культурные практики. Психологическое консультирование, психотерапия, психопрофилактика, психогигиена, психологический тренинг в системе психологической помощи населению. Актуальные проблемы развития системы психологической службы.

Лекция 3.

Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы, виды.

Цели, задачи и принципы психологического консультирования личности. Виды консультирования. Развивающая и адаптивная модель консультирования. Организационные формы психологического консультирования

Цели и задачи индивидуального консультирования. Принципы психологического консультирования личности (этические, стратегические, тактические).

Основные теоретические подходы в психологическом консультировании (психоанализ, гуманистический, экзистенциальный, поведенческий, культурно-деятельностный подходы).

Лекция 4.

Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы, виды.

Общая характеристика этапов психологического консультирования личности. Стратегия и тактика работы консультанта. Позиция консультанта в работе с клиентом и техники установления контакта с клиентом. Жалоба, запрос и «терапевтический договор» (контракт) в психологическом консультировании.

Беседа (интервью) как основа деятельности психолога-консультанта.

Консультирование как решение проблемы. Сотрудничество с клиентом в принятии решения и выработке рекомендаций. Оценка эффективности консультирования.

Лекция 5.

Психологическое консультирование: цели, задачи, принципы, виды.

Особенности дистантного консультирования и консультирования по телефону. СМИ и психологическое консультирование. Кризисное консультирование.

Лекция 6.

Психологическая экспертиза.

Психологическая экспертиза: цели, задачи, принципы. Виды психологической экспертизы. Возможности и ограничения оценки и прогнозирования в рамках психологической экспертизы. Организационно-правовые основы психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза. История возникновения и развития судебно-психологической экспертизы. Общие принципы организации экспертизы (правовые, этические, научные, организационные). Комплексные экспертизы. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы. Права и обязанности эксперта-психолога. Требования к оформлению результатов судебно-психологической экспертизы. Оценка заключения судебно-психологической экспертизы. Повторная экспертиза. Участие в расследовании специалиста–психолога.

Лекция 7.

Психологическая экспертиза.

Гуманитарная экспертиза: цели, задачи, принципы организации (правовые, этические, научные). Комплексный характер гуманитарной экспертизы. Условия использования результатов гуманитарной экспертизы в разработке и реализации социальных проектов. Возможности и ограничения построения прогноза в рамках экспертно-диагностической деятельности.

Лекция 8.

Психологическая служба в образовании.

Роль образования в социо-культурной модернизации общества. Современное состояние системы высшего, общего, дошкольного и дополнительного образования в современном российском обществе. Концепция развития образования до 2020 года. Задачи и перспективы развития психологической службы образования в условиях современного общества. История создания психологической службы образования. Специфика деятельности психологической службы на каждой из ступеней образования. Психологическая помощь в системе образования лицам с ОВЗ; психологическое сопровождение инклюзивного образования; дистантного образования.

Лекция 9.

Психологическая служба в образовании.

Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности. Организационно-правовые основы деятельности школьной психологической службы. Диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая деятельность школьного психолога: ее содержание и особенности организации. Основные проблемы работы школьного психолога на начальной, основной, полной ступенях образования (диагностика психологической готовности ребенка к школе, профилактика школьной дезадаптации, психолого-педагогическое сопровождения развития личности, метапредметных умений и универсальных учебных действий, психологическая профилактика и предупреждение школьной неуспешности, помощь в выборе предпрофильного и профильного обучения, построении индивидуальной образовательной траектории, работа с одаренными детьми и пр.).

Лекция 10.

Психологическая служба в образовании.

Работа с родителями. Возрастно-психологическое консультирование: цели, задачи, принципы. Этапы обследования (этап первичного приема, этап экспериментально-психологического обследования, аналитический этап составления психологического заключения, заключительный этап). Психологический диагноз и прогноз. Правила составления психологического заключения и доведения его до сведения адресата.

Лекция 11.

Психологическая служба в образовании.

Работа с педагогами и работниками управления образовательными учреждениями. Психологическое сопровождение организации системы образования и внедрения инновационных программ.

Задачи и перспективы создания психологической службы в системе высшего, среднего, начального профессионального образования и в системе повышения квалификации.

Лекция 12.

Психологическая служба на производстве.

Психологические особенности современного производства. История возникновения психологической службы на производстве и ее организационно-правовые основания. Цели и задачи психологической службы на производстве.

Психологическая оценка и прогноз свойств субъектов труда (компетентностей, обучаемости в необходимой области, способностей, профессионально-важных качеств, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных акцентуаций, психомоторики, познавательных процессов, черт характера и темперамента, направленности личности, ценностных ориентаций, работоспособности и т.п.) и показателей результативности трудовой деятельности служащих в связи с задачами психологического профподбора и аттестации кадров. Психологический анализ (экспертиза) профессиональных ошибок служащих.

Лекция 13.

Психологическая служба на производстве.

Расследование причин критических инцидентов и чрезвычайных происшествий в системе производственных и транспортных государственных учреждений. Психолого-эргономическая оценка функциональных состояний служащих и их коррекция, профилактика, реабилитация. Инженерно-психологическая и эргономическая оценка средств отображения информации, органов управления, организации предметно-пространственной среды на рабочих местах служащих. Психолого-педагогическая оценка используемых программ и методов профессионального обучения и переобучения служащих (включая тренажерные комплексы). Психолого-медицинский мониторинг готовности служебного персонала к трудовой деятельности в особо ответственных условиях.

Лекция 14.

Психологическая служба на производстве.

Психологическое сопровождение инноваций, нацеленных на повышение качества трудовой деятельности, жизни, психологического благополучия и здоровья людей, а также достижения целей государственного учреждения. Психолого-эргономическая оптимизация существующих, а также проектирование новых трудовых постов, информационно-технических средств служебной деятельности, условий производственной среды (предметной и социально-организационной). Психологическое обеспечение безопасности служебной деятельности, психологические меры профилактики производственного травматизма, аварий и катастроф. Оптимизация функциональных состояний, процессов, свойств субъектов труда и профилактика явлений профессионального выгорания. Психология организации труда в целях управления трудовой мотивацией. Задачи и методы социально-психологической оптимизации групповых форм профессиональной деятельности и социально-психологическое управление профессиональными конфликтами; психологическая оптимизация переговорного процесса, установления и поддержания деловых контактов сторон.

Лекция 15.

Психологическая служба на производстве.

Психологическое консультирование работников по вопросам их служебной деятельности и организация психологической помощи служащим в преодолении трудных профессиональных и личностных кризисов, последствий травматических профессиональных воздействий, охране здоровья индивидов и групп. Психологическое обеспечение профессиональной ориентации и ре-ориентации, консультирования по вопросам планирования карьеры, помощи в трудоустройстве. Психологическое сопровождение деятельности служащих-руководителей разного уровня. Консультирование руководителей в области формирования благоприятного психологического климата в коллективе.

Лекция 16.

Психологическая служба помощи семье.

Психологические особенности современной семьи и тенденции ее развития. Актуальные проблемы развития системы психологической службы семьи. История развития психологической службы семьи. Формы оказания психологической помощи семье. Организационно-правовые и этические аспекты деятельности психологической службы семьи. Семейное консультирование и семейная психотерапия. Цели и задачи семейного консультирования. Принципы семейного консультирования. Комплексный характер деятельности психологической службы семьи.

Основные теоретические подходы в семейном консультировании (структурный, системный, трансгенерационный, поведенческий, культурно-деятельностный).

Основные этапы семейного консультирования.

Техники установления контакта с клиентом. Позиция семейного консультанта в работе с семьей. Типичные ошибки семейного консультанта. Правила сбора семейного анамнеза в практике семейного консультирования. Формулирование гипотез. Сотрудничество с клиентом в принятии решения и выработке рекомендаций. Оценка эффективности семейного консультирования.

Лекция 17.

Психологическая служба помощи семье.

Психологическое консультирование по проблемам семьи. Психологическое консультирование по проблемам поиска и выбора брачного партнера. Психологическое консультирование по проблемам усыновления. Психологическая помощь и сопровождение семьи при принятии решения в случае репродуктивной дисфункции. Психологическое консультирование по проблемам развода и воспитания ребенка в неполной семье. Психологическое консультирование семьи с тяжело больным членом семьи. Психологическая помощь при утрате. Психологическое консультирование в случае супружеской измены. Психологическая помощь семье в случае семейного насилия. Психологическое консультирование в кризисных ситуациях.

 

 

Все права защищены. © 2002 - 2019 г. ОВТ ДИТ