Учебный портал Web-local web-local

Дисциплина " Методологические основы психологии "

О дисциплине

 

1. Цели и задачи дисциплины:

заключается в том, чтобы сформировать у магистров обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на развитие профессионального психологического мышления.

Содержание настоящей программы обобщает методологические основы, задачи и методы, интегрирует знания, содержащиеся в основных отраслях современной психологии:

-             раскрытие узловых методологических проблем психологии;

-             овладение понятийно-категориальным аппаратом психологической науки;

-             изложение философско-методологического содержания основных категорий современной психологии;

-             формирование у магистров потребности в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;

-             раскрытие принципиального единства философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога;

-             развитие творческого отношения к изучаемой дисциплине и положительной мотивации к профессиональной деятельности психолога.

2. Краткое содержание дисциплины

Введение в методологию психологии. Место методологии психологии в системе профессионально-психо­логического знания. Методология и теория психологии. Понятие метода в психологии. Понимание методологии в советский период развития отечествен­ной психологии. Содержание понятия методологии применительно к психологии. Л.С. Выготский о методологии психологии. Классическая и постклассическая парадигма в психологии; понятие «неклассической психологии» (Д.Б. Эльконин). Понятия предмета и объекта науки. Абстрактный объект и индиви­дуальный объект. Генетический и аксиоматический метод. Понятие мо­дели и моделирования. Научная модель и научная теория, их соотноше­ние. Проблема объективности в психологии. Концептуальный базис психологии. Категории и понятия в психоло­гической науке. Философские и общенаучные категории. Конкретно-на­учные понятия. Единство научного знания и место в нем психологии. Специфика психологического знания. Структура профессиональной компетенции психолога. Пять аксиом научной этики.

Человек и мир. Картезианская («классическая») картина мира. «Внешний мир» и «внутренний мир». Психофизическая проблема и соотношение психоло­гии и физиологии. Картезианское видение мира в истории психологии. Понятие детерминизма применительно к психологии. Методологическая альтернатива: субъект-объектный континуум. А.Н.Леонтьев об экстрацеребральности. Возвращение к понятию синэргетичности (В.П. Зинченко). Поня­тие поля значений у А.Г. Асмолова. Образ мира и два способа представления знаний.

Деятельность как методологическое и теоретическое понятие в психологии. Гегель о единстве бытия и деятельности. Маркс о деятельности. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения. Позиции Э.Г.Юдина, Г.П. Щедровнцкого, В.П.Зинченко. Основные постулаты теории деятельности по В.В. Давыдову. Основные принципы теории деятельности по А.Г. Асмолову. Физиологические предпосылки теории деятельности: И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн. Понимание деятельности в разных направлениях отечественной пси­хологии.

Культурно-историческая психология и «мир значений». Методологические проблемы сознания. Понятие культурно-исторической психологии у Л.С. Выготского и в современной психологической науке и связанная с ним идея социогенеза психики. Культура, деятельность, сознание и их взаимоотношения в истори­ческом и онтогенетическом развитии психики. Понятия ноосферы (В.И.­Вернадский, Тейяр де Шарден) и семиосферы (Ю.М-Лотман). Концепция сознания А.Н.Леонтьева и ее дальнейшее развитие. Смысл и значение. Понятие смысла у М.М.Бахтина. Три аспекта смысла (Д.А.Леонтьев). Понятие смыслового поля у Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.

Идеальное, квазиобъект, знак. Концепция идеального у Э.В.Ильенкова. Превращенная форма по М.К. Мамардашвили. Понятие квазиобъекта. Генезис понятия знака в гуманитарных науках. Концепция знака и знаковое у Л. С .Выготского на разных этапах развития его взглядов. Знак как кзазисбъект. Квазиобъект в искусстве.

Понятия системы и развития в методологии психологии. Две концепции системы в методологии науки. Системологическая концепция К.Маркса.. Логическое и историческое. Системность в анализе филогенеза психики на примере концепции А.Н Леонтьева. Развитие в онтогенезе психики. Два подхода к развитию ребенка о Л.С.Выготскому.

Методологические проблемы личности. Личность как системное качество. Структура личности и динамические смысловые системы личности. Личность и индивид. Личность и субъект деятельности. Философия поступка и понятие «деяния». Концепция жизненного пути личности. Горизонт личности.

Построение психологического знания (методология пси­хологической науки). Проблема рефлексии в психологии. Научное познание как деятельность (В.И.Вернадский). Психология как наука. Этапы развития психологии, психологичес­кие направления и школы.

 

Все права защищены. © 2002 - 2018 г. ОВТ ДИТ